Африканская чума свиней вновь напомнила о себе в Самарской области
В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области экстренно собрали руководителей районных сельхозуправлений и главных ветеринарных врачей. От Ставропольского района в совещании участвовали Михаил Шевчук и Евгений Булкин. Повод – вспышка африканской чумы свиней в одном из поселений Красноармейского района. Уже вторая за последние два года: чуть раньше «прогремела» Хворостянка…
Такие совещания действительно не терпят отлагательств. Время от времени вспышки африканской чумы свиней – этой стремительно распространяющейся и поголовно (простите за тавтологию) истребляющей поголовье болезни – возникают то тут, то там. Только в соседней с нашим регионом Саратовской области зафиксирован 51 случай заболевания. За последние пару лет «прославились» этим недугом и Чувашия, и Татарстан, и Пензенская область.
Казалось бы, нам-то что? – сотни километров отделяют Ставропольский район от этих злополучных мест. Но в том-то и дело, что для этой напасти нет ни расстояний, ни границ. И порой бывает даже не до выяснения, откуда она «свалилась». На это просто нет времени. И ещё одна особенность: болезнь эта может коснуться кого угодно, «невзирая на лица».
Микроэпидемия, которую всё же удалось локализовать, «накрыла» четыре двора родственников, в том числе двух братьев – сотрудников полиции и МЧС. По словам Михаила Шевчука, красноармейские ветеринары не сразу диагностировали у заболевших животных африканскую чуму, в результате время было потеряно. Источник заболевания не нашли. Предполагают, что кто-то из братьев – разумеется, сам того не ведая, – принёс беду в дом на подошвах охотничьих сапог, с экскрементами диких кабанов. И этого вполне достаточно, чтобы заразить домашнюю живность. Смертоносное заражение африканской чумой возможно любым бесконтактным путём, а вакцину против этого вируса пока не изобрели.
– Информация о том, как опасна эта инфекция, у всех на слуху: у фермеров, у частников, – говорит главный зоотехник района Светлана Пысина. – Насколько в наших силах, мы информируем. Ну а что сделаешь, если кто-нибудь кусок сала откуда-нибудь из Краснодара притащит: не доест в поезде, домой привезёт и свиньям шкурки кинет? Как это проконтролировать?
К сознательности апеллирует и руководитель сельхозуправления. И работы здесь – как говорится, начать и кончить. Пример: женщина из того же села в Красноармейском районе собиралась продать ничего не подозревающим гражданам мясо больного поросёнка: вычислили и пресекли это безобразие лишь после звонка из аптеки, куда она обращалась в попытке вылечить умирающего.
А как объяснить небывалый «рост поголовья» свиней, с которым столкнулись в том же несчастном Красноармейском районе? По закону, если случилась беда, карантин накладывается на всё село – ни одному животному не выжить. При этом хозяевам выплачивают денежную компенсацию. Так вот, по данным районного управления сельского хозяйства, до печальных событий там числилось 190 голов поросят. По сведениям ветеринарной службы – 220 голов. Когда жителям сказали, что будут возмещать стоимость свинины из расчета 106 рублей за килограмм живого веса, вдруг выяснилось, что «было» 550 голов, а потом цифра выросла до 671 головы.
– К сожалению, наши люди недооценивают опасность, которая связана с этим заболеванием, – говорит Михаил Шевчук. – Когда появляется возможность наживы, они иногда не ведают, что творят. Почему животные в селе, в котором выявлен очаг заболевания, подлежат уничтожению? Да потому, что инфекция распространяется мгновенно – и в результате среди свиней стопроцентно летальный исход.
Участникам экстренного совещания в областном минсельхозе показали видеоролик о том, как локализовали очаг заболевания в Хворостянском районе. Зрители только лишний раз убедились: никто не даст гарантии, что «чаша сия» будет пронесена мимо, – нужно быть всегда готовым к этой беде.
– Учения – это одно, а когда приходит такая беда, нет ни автомобильных покрышек для сжигания животных, ни запасов дерева, нет специалистов. Не знаючи, не умеючи, мы даже сжечь толком не можем. А всё нужно делать очень быстро…
Мне же вспомнился фильм, который продемонстрировали участникам прошлогоднего тактико-специального учения, на котором отрабатывались действия «по ликвидации предполагаемого (условного) очага африканской чумы свиней в неблагополучном областном пункте муниципального района Ставропольский», которое проводилось в июне 2016 года в Нижнем Санчелеево. Можно, конечно, скептически отнестись к конспирологическим версиям, которые порой слышны из уст иных руководителей и специалистов, но иногда кажется, что в случае африканской чумы речь действительно идёт о биологическом нано-оружии чудовищной разрушительной силы, ничем не уступающем хрестоматийным примерам оружия массового поражения. В прошлогоднем фильме рассказывалось о самой первой вспышке африканской чумы, еще на территории Советского Союза в 1977 году, для «подавления» которой задействовали даже регулярные армейские части вместе с военной техникой. 900 тысяч голов (цифра впечатляет, не правда ли?) свиней в Одесской области пришлось положить тогда в глубокие рвы и уничтожить. Потребовалось ввести действительно беспрецедентные меры, абсолютно оправданные уровнем угрозы: иначе и без того не самая сытая страна рисковала остаться вовсе без мяса.
А причина той трагедии оказалась простой: береговых свиней накормили пищей из котла судна, прибывшего из далекой Австралии.
Жестокой «прививки» стране хватило на целых три десятилетия. Но вот ведь какое дело: эпидемии тоже не лыком шиты и никак не хотят становиться «пережитком прошлого»…
Сегодня все говорят в один голос: африканская чума – это как раз тот случай, когда, простите, «лучше перебдеть, чем недобдеть».
– Все, кто выступал на экстренном совещании в Самаре, говорили: лучше провести профилактику, пресечь, чем потом «совершать подвиг». Ведь для пострадавшего района это чревато огромным экономическим ущербом: никто с ним не захочет торговать…
На межведомственном заседании, которое прошло вчера в администрации района под председательством первого заместителя главы Виталия Рябова, было ещё раз подчёркнуто: только общими усилиями мы можем предотвратить беду.
Рецепт один: учет и профилактика. Как отметил главный ветврач Ставропольского района Евгений Булкин, специалисты совместно с чиновниками сельских администраций планируют провести в поселениях подворный обход, в ходе которого представителям «свиного племени» будут вешаться ушные бирки. Животных собираются вакцинировать против классической чумы, чтобы, если – не приведи Господь! – заразятся африканской, сразу исключить прочие диагнозы.
В качестве мер профилактики смертельного заболевания (скажем так, «на дальних подступах»), по словам Евгения Петровича, рекомендуется содержать свиней безвыгульно и ограничить привоз животных из других регионов без ветеринарных сопроводительных документов. Всё это будет доведено и до хозяев личных подворий, которые содержат свиней, и до руководителей сельхозпредприятий. Согласно данным районного сельхозуправления, сегодня тех, кто занимается свиноводством на более-менее «промышленной основе», в районе остались единицы: ООО «Зеланд», индивидуальное предприятие Руслана Кимузаева и крестьянско-фермерское хозяйство Андрея Рудюкова.
В Самарской области действует долгосрочный комплексный план мероприятий по предупреждению заноса и распространения африканской чумы свиней на территории региона, утверждённый областным правительством в 2009 году.
В каждом из муниципальных районов создано звено территориальной подсистемы РСЧС (единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), в которое входят представители администраций сельских поселений, МЧС, полиции, ветеринарные врачи – руководители и специалисты служб, которые отвечают за ликвидацию ЧС, в том числе при возникновении очага африканской чумы.
Сергей Мельник