Об истоках села Верхнее Санчелеево
Одна из ведущих высших ценностей человека – это его принадлежность к семейной системе: чувство, что не одинок, что всегда есть куда обратиться, получить поддержку, почувствовать опору.
«Никто не должен быть оторван от семейной системы, его поступки и жизненные принципы не могут стать причиной исключения из семьи. Для каждого элемента (человека) системой определено четкое место, которое он должен занимать. И если из цепочки связей убрать одно звено, то течение Родовой энергии нарушается и это откладывает очень сильный отпечаток на жизнь последующих поколений». Это цитата из книги Анатолия Елисеева «История рода Елисеевых и Грибановых с 1750 г.». В книге помимо информации, рассказывающей о членах этих семей, много интересных исторических моментов, которые, надеемся, будут интересны и для наших читателей.
Первые переселенцы
Основание села Верхнее Санчелеево во многих источниках датируется 1670-1700 годами, в других источниках упоминается период середины XVIII века. Ориентируясь на «Повествования» дяди моего отца, Елисеева Григория Федоровича 1894 года рождения, которые основываются на рассказах его деда Елисеева Якова Ивановича 1823 года рождения, мне представляется более близкой к точной дате основания села примерно 1750 год, то есть уже после основания Ставрополя.
Первыми переселенцами – основателями нашего села были крестьяне – выходцы из Пензенской губернии мордовской национальности (мокша), которые поселились на равнинной, северо-западной части села. В том числе и мои предки, семья Елисеевых.
Поводом для их переезда послужило то, что в Пензенской губернии было мало лесов и пахотных земель, а здесь, в Среднем Поволжье, были свободные земли, т.е. не полностью освоенная степь.
Округу будущего села мои предки называли «Новое поле», это означало большое количество пахотных земель, местность эта относилась к лесостепной зоне с рискованным земледелием, с резко континентальным климатом. С образованием в 1957 г. Куйбышевского водохранилища климат в нашей местности изменился и перешел в разряд умеренно континентального.
Постепенно вдоль крутых берегов оврага, по которому протекала речка Сокол, стали селиться русские переселенцы, это юго-восточная часть села, в конце которой под крутыми склонами оврага располагалось небольшое озерцо без названия, вблизи которого житель села по фамилии Пырин разбил затем богатый сад. После раскулачивания сад перешел государству, а после войны это место использовал колхоз в качестве пасеки. Остатки сада сохранялись примерно до 1960 года.
Географическое расположение села
Село располагалось по обеим сторонам глубокого оврага, в низовьях которого протекала небольшая речка Сокол, весной превращающаяся в бурную реку. Буйство воды продолжалось две-три недели, и она постепенно засыпала на целый год, за исключением периода сильных ливневых дождей.
Пойма речки во время весеннего половодья заиливалась и в летний период использовалась в качестве огородов для выращивания овощей, которые требовали полива. Залегание грунтовых вод под плодородной илистой почвой было на глубине одного-двух метров, что позволяло без большого труда и затрат выкопать колодец и установить небольшую деревянную опалубку. В весенний паводок почти все это уничтожалось, и поэтому ежегодно приходилось проделывать одну и ту же работу, чистить покрытые илом колодцы или рыть их заново.
Обоснование названия села
По одной из версий, происхождение названия «Санчелеево» предположительно произошло от слияния двух языков: мордовского и русского. Название реки Санча, которая впадает в реку Сускан (Санчас – синий (морд.)), (Чей – осока (морд.)), а также русского (Ленейм, Лейма – поток, ручей). Эти словосочетания, видимо, и явились основанием для названия села. Верхнее Санчелеево, очевидно, получило название по географическому признаку, так как оно действительно расположено выше, чем соседнее село Нижнее Санчелеево. Но в простонародье наше село чаще называли Соколки – от названия речки Сокол, а соседнее село называли просто Санчелеево.
Крестьянский быт селян
Основным занятием первых переселенцев-крестьян села являлось земледелие: выращивание зерновых и масленичных культур, а также животноводство: разведение крупного рогатого скота, лошадей, овец и коз. С русской половины села овец и коров пасли в отдаленной части оврага, по его склонам и низине, где росла хорошая трава. В некоторых низинных местах оврага просачивалась вода, сюда стада овец и коров гоняли на водопой. В полдень в жару овцы и коровы прижимались к теневой стороне крутых склонов оврага и отлеживались, пережидая неимоверную жару, которая частенько охватывала наш край с резко континентальным климатом.
Стада с мордовской половины села паслись за селом в сторону Нижнего Санчелеево, это вдоль равнинной части речки Сокол. Здесь с левой стороны русла речки была низина с небольшим озерцом, из которого производился водопой скотины. В послевоенные годы это место использовалось для выращивания бахчевых культур и капусты для нужд колхоза.
В период посевной и уборочной кампании работников в полевых условиях кормили завтраком и обедом, а также выдавали пайку подового хлеба. Выпечкой такого хлеба в селе занимались три-четыре семьи. Это были специально отобранные люди – профессионалы своего дела. Тесто для выпечки готовили на хмелю (хмелевая опара), это был не хлеб, а калач, он мог пролежать в тракторе неделю, не зачерстветь и не испортиться.
Летом все от мала до велика были заняты работой. Для выращивания овощей, бахчевых культур, картошки и корнеплодов использовали приусадебные участки 10-15 соток, а также 15-20 соток земли за околицей села, которые назывались гумном. В поле на отдельных паях (наделах) в несколько гектаров выращивали зерновые культуры, на этих землях уже применялся севооборот, то есть на одном поле сажали рожь, на другом пшеницу, на третьем просо, на четвертом овес, на пятом подсолнечник и так далее.
Заканчивалась посевная зерновых и посадка овощных культур – начинался уход за растениями. Затем начинался сенокос и заготовка кормов на зиму, а также дров и кизяков (брикеты из навоза, накопленного за зиму). Дрова использовались для печки и бани, а кизяки – для обогрева жилища голландкой или дополнительной печкой.
И так на протяжении многих десятилетий и многих поколений. В подтверждение того, что в посевную и уборочную страду все с утра до позднего вечера были заняты работой, могу привести такой пример. Моя бабушка по материнской линии 1886 года рождения из зажиточной семьи (кулаки) во время уборочной страды 1924 года, будучи на последнем месяце беременности, кошеварила в поле – готовила обед и подносила жнецам для утоления жажды холодную воду с добавлением в нее кислого молока, это мордовский напиток аряна. Там, в поле, она и родила моего дядю Михаила. Это говорит о том, какой ценой доставалось богатство, как жили зажиточные крестьяне – они не жалели ни себя, ни своих детей и близких.
В осенне-зимний период крестьянам было немного полегче: забивали (резали) скотину, часть лишнего мяса продавали или обменивали на предметы домашнего обихода. Так же поступали и с излишками зерна, картошки, лука, соленых огурцов, помидор и капусты. В каждом подворье обычно было два погреба. В одном из них хранили картошку и корнеплоды, а в другом овощи и соленья. Тыквы и часть картошки для еды и на корм скоту хранили в подполе (подвал в доме).
Для выпаса скотины всей улицей нанимали пастухов овец, коз и отдельно пастуха для крупного рогатого скота. Оплата пастухов производилась натурально: картошкой и хлебом, которые частично зимой они использовали для собственных нужд, а излишки продавали за деньги или обменивали на одежду, обувь, дрова, сено и т.п.
Тяговой силой для возделывания земли и других сельхоз-работ на селе до коллективизации 1923-1931 гг. были лошади, быки и даже коровы, которых старались использовать на тяжелых работах в исключительных случаях. Коровы были кормилицами всех жителей села без исключения, особенно в зимний период, так как летом к обычному рациону добавлялась зелень, а мяса практически не было. Остатки мясных продуктов солили, тушили, а сало коптили, и эти заготовки использовали весной в посевную, летом в сенокос и уборочную кампанию, при выполнении тяжелых физических работ. Основным питанием летом были молочные продукты, каши на молоке, супы из крапивы и щавеля, а также овощи, выращенные на своем приусадебном участке.
Анатолий ЕЛИСЕЕВ