Ставропольская комсомолия была авангардом
Вспоминает секретарь районной комсомольской организации в 1983-86 годы Александр Владимирович Рогожкин.
– Мне посчастливилось руководить Ставропольской районной комсомольской организацией в 1980-е годы. Я работал в райкоме ВЛКСМ вторым секретарем. В ноябре 1983 года первого секретаря райкома Александра Васильевича Румянцева переводят на партийную работу, а мне предложили возглавить районную комсомольскую организацию. Это было для меня честью.
По три дня из-за бездорожья на комсомольские собрания в села, как это было раньше, мы уже не ездили. Во всех селах района к тому времени были хорошие дороги, в том числе и асфальтированные. Все райкомы комсомола уже имели транспорт, и у нас была «Волга». Но это вовсе не означало, что наши заботы уменьшились, хотя мобильность существенно улучшилась.
В 1980-е годы всевозможные формы работы с молодежью получили дальнейшее развитие. Все больше заявляли о себе комсомольские звенья. Успехи женского звена Валентины Ануровой из Менжинского были даже отмечены поздравлениями космонавтов. И мы продолжали эти рабочие традиции, переняв все лучшее в работе райкома прежних лет.
Любовь Викторовна Зарипова была вторым секретарем райкома, Людмила Васильевна Назарова третьим, Анатолий Тутуков возглавлял организационный отдел – вот наш рабочий костяк.
Наша забота о комсомольско-молодежных звеньях как в полеводстве, так и в животноводстве выражалась в том числе и в представлении передовиков на уровне областных мероприятий. И вообще Ставропольская районная комсомольская организация по праву считалась авангардом областной сельской молодежи. На областной конференции после доклада первого секретаря обкома ВЛКСМ часто выступал представитель именно Ставропольского района, задавая тон разговора и обсуждения областных мероприятий. К нам всегда относились серьезно и с уважением. Много наших ребят становились членами бюро райкома комсомола. Среди них Надежда Овчинникова из Мусорки (колхоз «Победа»), Надежда Мартынова из Узюково – обе доярки, трех-четырех-пятитысячницы, что считалось серьезным успехом.
Много комсомольско-молодежных звеньев было на Тольяттинской птицефабрике. Секретарь комсомольской организации фабрики Михаил Поляев постоянно был среди молодежи, и мы также участвовали во всех их начинаниях. Проводили субботники по восстановлению фермы в Сосновом Солонце, стадиона в Нижнем Санчелеево, школьного спортзала и других.
Когда я начинал работать, в районной комсомольской организации состояло три тысячи ребят, потом стало четыре, а через несколько лет уже ближе к шести тысячам членов ВЛКСМ. Большой процент вступивших в комсомол давала школьная молодежь. Плюс демобилизованные из армии сельские ребята.
В 1985 году мне довелось участвовать в 12-м всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Я три месяца был среди его организаторов в составе комиссии по международным перевозкам. Обеспечивал доставку в Москву и отправку на родину делегаций из латиноамериканских стран. Вернувшись домой, буквально на следующий день, прямо в фестивальном облачении сразу же отправился на лесную поляну в поселок Рассвет на открытие первого районного дня молодежи. Мои заместители и весь райком в мое отсутствие поработали хорошо, все организовали как надо.
Хочу отметить, что тон в нашей работе был задан предыдущими поколениями работников райкома. Мы продолжили тот активный, деловой стиль, при котором нельзя, невозможно было расслабиться. Не проходило и дня, чтобы мы не участвовали в каких-либо мероприятиях – в выездах, фестивалях, собраниях. Считали своим долгом дать местным организациям возможность проявить инициативу и всячески поддерживали их начинания.
Также практиковали выездные бюро – для решения каких-либо практических вопросов и проблем. Постоянно бывали в проблемных организациях, как, например, в Верхних Белозерках, в СПТУ. Там не всегда вовремя платили членские взносы, учащиеся – будущие рабочие не очень-то обременяли себя нормами и правилами общежития.
Но именно это же село дало нам, например, династию механизаторов Щербаковых. Один из них – Владимир Щербаков – много лет был секретарем комитета комсомола совхоза. В этом селе было немало контрастов. Например, школа прямо напротив женской зоны.
Есть точка зрения, что в комсомольской работе тех лет присутствовал формализм, в частности, попытки приема в комсомол по разнарядке. Чего греха таить, бывали такие случаи, но это никогда не было системой. Большая часть мероприятий, которые проводились комсомольцами, были искренними, настоящими. И это замечательно.
Записал Виктор Захаров