Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Олег Фурсов: Мы должны быть готовы к различным сценариям развития рынка труда

03_0914

В мэрии Тольятти состоялось выездное совещание министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области. О рынке труда региона, его регулировании, стратегии относительно трудовых мигрантов мы говорили с министром труда, занятости и миграционной политики Самарской области Олегом Фурсовым.

– Насколько я понимаю, основная задача министерства – создать такие условия, чтобы мигрантам выгодней было работать легально, чем скрываться. Насколько далеко продвинулся в этом направлении Тольятти?

– Вы верно сформулировали задачу, стоящую перед нашим министерством. Я должен напомнить, что у нас огромный дефицит трудовых ресурсов. В текущем году он составляет 40 413 человек, а к 2016 году превысит 60,5 тысячи. Сами мы эту брешь не заткнем, поэтому вынуждены привлекать иностранную рабочую силу. Здесь надо обратить внимание на два аспекта. Первый – эта рабочая сила должна быть как можно более квалифицированной. Второй – люди, которые приезжают к нам, должны иметь возможность легально трудоустроиться и платить налоги, потому что они пользуются всей инфраструктурой, созданной гражданами России. С этой точки зрения в Тольятти сделано несколько больше, чем в других муниципальных образованиях. Мы ознакомились с двумя объектами. Первый – Центр миграционной поддержки – современный, удобный, развивающийся. Здесь откроется медицинская часть, столовая, небольшая гостиница. Такой подход должен быть в каждом муниципалитете, где есть иностранные граждане. Большинство людей, приезжающих к нам, хотят работать легально, никто не хочет нарушать закон. Из разговоров с мигрантами мы услышали, что люди рады, что есть возможность без особых очередей легально себя оформить.

Второй объект – строящийся Центр для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ. Надеемся, что он начнет действовать в апреле.

– Как обстоят с этим дела в других муниципалитетах?

– Центр миграционной поддержки есть в Самаре, но его мощности, прямо скажем, недостаточно. Тольяттинский более приспособлен для обслуживания того числа людей, которые приезжают в город. Перед нами стоит задача на принципах государственно-частного партнерства создать несколько таких центров, объединенных в единую систему. Я думаю, их должно быть не меньше четырех. Они нужны в Сызрани и Новокуйбышевске. У нас не хватает соответствующих программных комплексов, позволяющих уменьшить очереди, поэтому предстоит работа по привлечению федеральных средств для решения этих задач. Если мигранты быстро и без особых проблем смогут оформлять патенты или получать разрешение на работу, это автоматически приведет к легализации трудовой деятельности и увеличению поступлений в бюджет. Например, по итогам 2012 года в бюджет Самарской области поступило 732 миллиона рублей налогов от деятельности мигрантов. По 2013 году эта сумма, конечно, будет гораздо выше. Если говорить о вкладе мигрантов в валовый региональный продукт (ВРП) в сфере строительства, то он оценивается примерно в 8 миллиардов рублей. Это почти 1% ВРП – очень существенный вклад.

– Увеличивается ли поток мигрантов в наш регион или держится на одном уровне?

– Увеличивается. И, как я уже говорил, это продиктовано потребностями рынка труда. В 2008 году количество мигрантов, приезжающих в Самарскую область, равнялось 42 тысячам. В период кризиса оно резко снизилось. Это была установка регионального и федерального правительства, чтобы дать преференции в первую очередь жителям Самарской области. Сейчас квота постепенно увеличивается по заявкам работодателей. Напомню: в прошлом году около тысячи работодателей подали заявки на 98 тысяч иностранцев. На треть заявки были удовлетворены. Регион принял 29 740 человек. Но это только часть людей, которые приезжают для работы в юридических лицах по разрешению. Значительная часть людей приезжает для работы по патентам. Это примерно 32-33 тысячи человек. Поэтому в целом в прошлом году легальная миграция составила около 60 тысяч человек, а по данным миграционного учета людей, приехавших в область, – более 200 тысяч. Как видим, общее количество приезжающих значительно больше, чем легально трудоустроенных, а значит, уплачивающих налоги.

– Почему была удовлетворена только треть заявок работодателей, если, по вашим словам, у нас наблюдается дефицит трудовых ресурсов?

– Существовал порядок, по которому отсеивались предприятия, занимающиеся исключительно посреднической деятельностью, предприятия, которые нарушали законодательство о миграционном учете. Кроме того, мы запрашивали с каждого профильного министерства сведения о целесообразности в тех или иных потребностях той или иной организации. Минстрой дал свои заключения, минкульт – свои и так далее. В итоге квота уменьшалась. Существовало также определенное ограничение на уровне Федерации по количеству мигрантов, которые могли приехать на рынок труда Самарской области, исходя из напряженности на рынке труда, уровня безработицы, количества вакансий и ряда других критериев. Любое увеличение квоты давалось путем очень серьезных обоснований. Политика наша в целом заключается в том, чтобы рынок труда был в первую очередь приспособлен для коренного населения. Работодатели хотят привлечь 98 тысяч иностранцев, мы им говорим: «Давайте сначала коренное население трудоустроим, создайте рабочие места с хорошей оплатой, достойными условиями труда». Поэтому политика здесь взвешенная.

– В Тольятти тоже растет миграционный поток?

– Да. В этом году от общего объема разрешенных для легальной занятости людей 26% приходится на Тольятти. В послании губернатора говорится, что каждый приезжающий должен быть предметом учета. Мы должны иметь информацию по каждому человеку. От этого зависит безопасность людей, которые проживают здесь.

– Увеличился ли приток мигрантов с Украины в связи с происходящими там событиями?

– Пока у нас такой информации нет. Обуславливается это тем, что граждане Украины могут встать на учет в течение 90 дней. В прошлом году было 1,5 тысячи граждан Украины на миграционном учете в Самаре, сейчас стоит 1081 гражданин. Я думаю, эта цифра вырастет. Но особого вала в наш регион не замечается.

– Вы знаете, в Тольятти на ряде предприятий грядут сокращения, поэтому снова становятся актуальными преференции в трудоустройстве для местного населения. Какие меры будут предприниматься?

– Мы понимаем перспективы роста и ситуацию на рынке труда в Тольятти. Крупнейшее предприятие – АВТОВАЗ – объявило о сокращениях. Это сокращение пока незначительное – 1,5 тысячи человек. Поставщики, которые завязаны на ВАЗ, объявили о сокращениях гораздо большего числа людей – более 2,5 тысячи. Если объемы продаж завода уменьшатся, а буквально на днях Бу Андерссон сказал, что рынок может просесть на 20%, это приведет к цепной реакции среди поставщиков. Поэтому мы должны быть готовы к тому, чем занять этих людей. Сейчас, несмотря на невысокий уровень безработицы и число вакансий, в два раза превышающее количество безработных, вакансий для людей, работающих в автопроме, – не более 500. Чтобы трудоустроить остальных людей, их нужно переучивать. Мэрия Тольятти представила свое видение развития рынка труда. Мы знаем, какие вакансии готовы представить ОЭЗ и технопарк «Жигулевская долина», как система образования Тольятти заточена для решения этих задач. Нам важно все это понимать, чтобы быть готовыми к различным сценариям развития рынка труда.

Елена Харченко

vesti
27.03.2014