Законность прекращения уголовного дела против юристов ТоАЗа вызывает вопросы
Как сообщил один из сотрудников ОАО «Тольяттиазот», крупнейшего производителя аммиака в мире, следователь СУ СК РФ по Приволжскому федеральному округу Анатолий Королев вынес постановление о прекращении уголовного дела против юристов предприятия Андрея Кинчарова и Евгения Муратова. Их обвиняли в том, что они не предоставили корпоративные документы миноритарному акционеру предприятия, из-за чего у него сорвалась крупная сделка и ей был нанесен ущерб в особо крупном размере.
Напомним, 8 февраля 2012 года сотрудниками отдела по особо важным делам самарского СУ СК РФ было возбуждено уголовное дело в отношении «неустановленных лиц». Дело было возбуждено по заявлению миноритария «Тольяттиазота» – ОАО «Уралхим». В нем указано, что юристы «Тольяттиазота» не представили представителю «Уралхима» документы, касающиеся собрания акционеров. Это привело к тому, что компания не смогла выполнить свои договорные обязательства перед другими партнерами, в частности, была сорвана сделка с «Белпорт Инвестментс Лимитед» по продаже последней в августе 2011 года 9,74% акций компании за $203,2 млн. Спустя восемь месяцев обвинение по ч. 1 ст. 185 было предъявлено начальнику юридической службы тольяттинского холдинга Андрею Кинчарову и его подчиненному Евгению Муратову.
Год спустя дело юристов ТоАЗа было передано для производства предварительного следствия на уровень округа – в СУ СК РФ по Приволжскому федеральному округу. Поначалу обвиняемые всячески старались затянуть срок ознакомления с материалами дела. Позднее в федеральных СМИ стали появляться «открытые письма» Кинчарова и Муратова, адресованные лично главе СК РФ Александру Бастрыкину. В них СК РФ прямо обвиняли в коррупции и некомпетентности, а также настойчиво требовали немедленно прекратить «незаконно возбужденное» уголовное дело. Стоимость размещения таких «обращений» в федеральной прессе могла достигать десятков тысяч долларов и не совсем ясно, откуда такие деньги могли взяться у простых юристов. Судя по всему, руководители ТоАЗа, дававшие Кинчарову и Муратову приказания нарушать права акционеров, очень не хотели оказаться на одной скамье со своими подчиненными, поэтому готовы были направить серьезные финансовые ресурсы, чтобы «замять дело». Письмами массированная информационная кампания не ограничилась. Во многих изданиях появились комментарии и интервью адвокатов ТоАЗа. В них Россия называлась «не правовым государством», а «бесконтрольный следственный аппарат» обвинялся в злостном рейдерстве.
Похоже, на каком-то этапе информационное давление все-таки принесло плоды – следователь Королев дело прекратил. Однако источник в правоохранительных органах, близкий к следствию, указал на то, что к законности подобного решения могут быть большие вопросы. Ведь следователь руководствовался исключительно доводами защиты (Тольяттиазота) и грубо нарушил процессуальные нормы, оставив без внимания показания обвинения, проигнорировав проведенные экспертизы и не дав оценку имеющимся в деле доказательствам. Не заставил следователя усомниться и тот факт, что судами всех (!) инстанций возбуждение уголовного дела против Кинчарова и Муратова было признано законным и обоснованным, что делает решение следователя еще более подозрительным.
Что могло заставить опытного следователя подобным образом «забыть» о своих обязанностях? Возможно, он элементарно не выдержал информационного давления, организованного ТоАЗом в прессе. Но также не исключено, что компания задействовала свои обширные возможности «досудебного» урегулирования. Таким способом ТоАЗ не раз пытался решить проблемы с законом – например, нанимая влиятельных лоббистов вплоть до членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы.
Дело Кинчарова и Муратова – не единственное в активе сотрудников ТоАЗа. В конце 2012 года следователям удалось раскрыть преступную схему финансовых махинаций, в рамках которой продукция ТоАЗа поставлялась по заниженным ценам аффилированной с мажоритарными акционерами предприятия компании Nitrochem Distribution AG, дочерней структуры швейцарской Ameropa AG бизнесмена Андреаса Циви. Трейдер, в свою очередь, продавал химическую продукцию по рыночным ценам, а «разница» оседала на офшорных счетах. Ущерб, нанесенный ТоАЗу действиями руководства, составил $ 550 млн. Обвинение в мошенничестве было заочно предъявлено гендиректору ТоАЗа Евгению Королеву. Весной 2013 года СК РФ объявил его в федеральный розыск, однако еще в январе Королев выехал в Великобританию по инвесторской визе, и возвращаться, похоже, не планирует. Позднее гендиректор был объявлен в международный розыск и арестован заочно. В начале текущего года против Королева было возбуждено новое уголовное дело, на этот раз по ч.1 ст. 201 УК РФ – «злоупотребление полномочиями». Руководитель подозревается в выводе одного из наиболее ликвидных активов предприятия – производства метанола.
В сложившейся ситуации, когда сотрудники ТоАЗа обвиняются по трем уголовным делам, а гендиректор скрывается от правоохранительных органов в Лондоне, не могут не вызывать подозрений действия следователя, в обход всех процессуальных норм спускающего одно из них на тормозах. Причем это дело могло помочь следствию выйти на руководителей обвиняемых юристов, дававших им прямые указания нарушать права акционеров. Тем не менее, есть все основания предполагать, что в рамках развернутой в стране кампании по борьбе с коррупцией странному и противоестественному взаимопониманию Королева-следователя и Королева-директора будет уделено самое пристальное внимание.