Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

В Ставропольском районе обсудили вопросы мелиорации

На орошаемых полях предприятия «Самара-Солана»

«Для развития орошения нужны системные решения», – считают люди, работающие на земле.

Общеизвестно: в зоне рискованного земледелия, к которой испокон века относится Среднее Поволжье, орошение – лучшее подспорье для аграриев. Зачастую полив – единственная возможность получить плоды крестьянского труда. Вот и в этом засушливом году проверенная опытом многих поколений аксиома подтверждается в очередной раз: там, где не жалели воды, и виды на урожай не в пример неполиваемой «богаре», как говорят землепашцы. Так за чем же дело стало?

Во вторник в офисе акционерного общества «Луначарск» собрались представители сельхозпредприятий, чьи поля расположены в непосредственной близости к государственным оросительным системам – Жигулевской и Тольяттинской. Повестку объявили заранее: областной минсельхоз и рег-оператор обеих систем орошения – ФГБУ «Управление Самарамелиоводхоз» – намерены в очередной раз обсудить наболевшую тему увеличения поливных площадей в Ставропольском районе.

За столом переговоров встретились замминистра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Владимир Игонин, руководитель управления технической политики и мелиорации Роман Сучков, врио директора Самарамелиоводхоза Алексей Попов, заместитель главы района – руководитель управления сельского хозяйства Михаил Шевчук и директора агропредприятий.

Вернуть утраченное

Открывая совещание, замминистра Владимир Игонин подтвердил: и федеральное, и региональное правительство решительно настроены по максимуму вернуть созданные еще в советское время и утраченные за последние десятилетия мелиоративные мощности. Как известно, сегодня действует государственная программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области на период до 2020 г.». Объявлено, что сельхозпредприятиям-водопользователям, готовым поставлять свою продукцию на экспорт, государство вернет до 70% их инвестиций в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов мелиорации.

– Наша задача сегодня – выявить потенциальных инвесторов, – отметил Владимир Игонин. – Делается это для того, чтобы все средства господдержки, которые выделяются на реконструкцию оросительных систем, шли в правильном направлении. Если потенциальных инвесторов не видно, естественно, никто не будет направлять сюда средства.

Руководитель Самарамелиоводхоза также отметил, что государство настроено на долгосрочное партнерство с аграриями.

– Свершилось то, о чем мы еще недавно только мечтали: есть поручение министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева до конца года сформировать программу развития мелиорации земель сельхозназначения с 2020-го по 2030 годы, – напомнил Алексей Попов. – И сегодня мы хотим понять: что нужно сельхозтоваропроизводителям, чтобы появился перспективный план развития, понятный всем – и эксплуатирующей организации, и областному минсельхозу – для планирования расходов по возмещению вам части затрат по реконструкции имеющихся и строительству новых оросительных систем…

Предполагается, что в новую программу будут включены и мероприятия, связанные с развитием внутрихозяйственных сетей.

Для того чтобы планировать на перспективу, по словам Попова, нужно провести мониторинг орошаемых земель.

– Для принятия дальнейших управленческих решений и составления перспективных планов развития нужен полный реестр землепользователей на мелиоративном фонде. Чтобы мы понимали загрузку системы, рассчитывали, какие средства должны вкладываться в те или иные объекты для поддержания их работоспособности и снижения энергозатрат.

Земле нужен статус

– Я согласен, что нам необходимо провести мониторинг всей системы, – отметил заместитель главы Ставропольского района Михаил Шевчук. – Сегодня на Жигулевской и Тольяттинской системах условно исправной можно считать сеть только на 10,5 тысячах гектаров (из 24 тысяч, введенных в свое время). Но и эти возможности используются только на 22%. В прошлом году использовались на 34%. Причины снижения разные.

По словам Шевчука, основная проблема – отсутствие статуса орошаемых земель.

– Это главная причина, которая не позволяет нашим предприятиям развивать орошение. У нас нет муниципальных земель под орошение, они все частные. У сельхозпредприятий, которые занимаются орошением, земли в аренде. Участки не выделенные, в основном – доли. И как здесь быть? Процесс развития орошения сдерживает то, что земля в общедолевой собственности, – утверждает Шевчук.

Другие проблемные вопросы подняли руководители ставропольских агропредприятий. В частности, директор ЗАО «Луначарск» Сергей Кисляков говорил о невозможности получения льготных кредитов.

– О каком проектировании и строительстве можно тогда вести речь? – спросил Сергей Александрович. – Где мы возьмем свободные деньги, если на посевную выкручиваемся, кто как может?

Затраты на реконструкцию сетей, по словам Кислякова, ограниченным в оборотных средствах предприятиям просто неподъемны. «Вот, решил заменить 96 метров трубы, – рассказал руководитель одного из крупнейших хозяйств. – Выставили сумму: в пластике – 7 миллионов рублей, в металле – 4,2 млн. А у меня ведь километры этих магистралей. Где взять такие деньги?..»

– Конечно, мы понимаем, что не от хорошей жизни аграрии не идут (в инвесторы – авт.). У большинства сельхозпроизводителей нет таких средств, которые можно было бы вывести из оборота. Но ведь никто никогда раньше не предлагал столь выгодные условия. Вряд ли ситуация когда-то будет еще более благоприятной, – тем не менее вновь призвал заместитель министра.

– Правда, – оговорился он, – хотелось бы до конца понять критерии этого экспортного проекта: информации о том, на какую сумму нужно сдавать продукции на экспорт, чтобы вернуть вам 70% затрат на проекты орошения, пока не поступало.

Сергей Мельник

vesti
02.08.2019