Путешествие из Мусорки в Мусору
Село, в котором я живу, а до этого жили все мои предки (известные мне до 1720 года), носит редкое название – Мусорка (ударение на букву «о»). Но в обиходе мы всегда говорили и говорим: «Я из Мусоры». Считали, что в нашей стране сел с таким названием больше нет. Я долгое время занимаюсь историей родного края и тоже так думал.
Но однажды в разговоре со знакомым художником, любителем путешествовать в поисках сюжетов для своих картин, услышал, что ему встречалось это название во время поездки по северным регионам страны. Я сел за компьютер и углубился в изучение информации. Время летело незаметно – и уже почти отчаявшись, глубокой ночью на одной из карт Вологодской области обнаружил речку с названием Мусорка. Копаю дальше – одно село Мусора, второе. Повторюсь, что мы всегда в обыденной речи называем свое село Мусора, а не Мусорка. Открываю сайт администрации Череповецкого района Вологодской области, нахожу сельское поселение Абакановское, в его составе Мусора с населением 16 человек. Еще одно поселение – Югское, и в его составе Мусора с населением 32 человека.
На следующий день звоню по указанным в справках телефонам, представляюсь и слышу подтверждение, что есть такие населенные пункты, и речка с таким названием протекает. На том конце провода также удивляются, узнав, что за тысячу километров южнее от них тоже есть речка Мусорка. Пытаюсь дозвониться до администрации сел – удается, узнаю, что Мусор несколько, но их название произносится с ударением на первом слоге. Прошу дать историческую справку по поселениям, к сожалению, такой у них нет.
Через день мне звонит учитель истории из села Воскресенское-на-Мусоре, их также заинтересовало это необычное совпадение. Приглашают приехать.
Признаюсь, не сразу решился на такое далекое путешествие. Поделился информацией с Игорем Лебедевым, заведующим сельским ДК. Он был в отпуске и согласился поехать со мной на недельку. Сложнее было решить вопрос с финансированием нашей экспедиции. Мы подсчитали возможные расходы и поняли, что моей пенсии и его зарплаты недостаточно. Обратились к главе сельского поселения Виктору Вечканову, и он помог нам найти спонсоров. Дело-то общее, а вдруг именно там родина наших предков?
Мы наметили маршрут и ранним воскресным утром отправились на авто быстро, только в Нижнем Новгороде более двух с половиной часов проторчали в пробке на въезде в город. Вечером этого же дня были уже в Ярославле, до намеченной точки оставалось 200 км. Решили переночевать здесь, а утром уже добираться до места. Прибыли в Череповец к началу рабочего дня и, созвонившись с пригласившими нас вологодцами, отправились на поиски Мусорки. Что сразу бросается в глаза в деревнях Вологодчины? Это изумительная по красоте резьба по дереву, которой украшены сельские дома. А вот резных палисадов надо было поискать. Позже мы таковой нашли – в музее резного палисада в Вологде. И еще, не нашли настоящего вологодского масла. Торговая марка сохранилась, а масла нет. Также мы узнали, что глава Череповецкого района одновременно является главой муниципального образования Югское. Оказывается, и такое возможно.
Ехали среди лесов и болот и вдруг… увидели на обочине дороги указатель с названием «р. Мусорка». Не смогли удержаться от победного: «Ура! Мусорка!». Как будто вернулись назад домой: небольшой овражек, мостик, заросли травы и деревьев, а под лучами яркого солнышка блестит, как чешуя змеи, быстрый темный поток воды. Остановились, подошли поближе. Вроде бы та же, наша речка, и не та. У нас небольшая, и вода в ней прозрачная, каждую песчинку и травинку видно. А эта темная, почти черная. Видимо, цвет ей придают болотистая жижа и темная галька, которая усыпает речное дно. И веет от нее чем-то холодным.
Когда въехали в село Воскресенское и нашли местную школу, то сразу в глаза бросилась вывеска на фасаде здания – «Мусорская школа». Вопрос возник сам собой: село Воскресенское, а школа Мусорская. Почему? Позже с такими несоответствиями нам пришлось сталкиваться не один раз: село Архангельское, а школа Сарская. Хотя села с таким названием вообще нет. Есть речка Сара, и местность вокруг нее носит название Сарская.
Сельские краеведы нам рассказали: уж так исторически сложилось в данной местности. Небольшие деревни в 20–30 домов расположены недалеко друг от друга, и в обиходе, когда жители или гости отправлялись в путь, чаще использовали название не населенных пунктов, а всей местности, где они были расположены. Эти названия им давались чаще от названия рек или по каким-то другим общеизвестным приметам. Мы выяснили, что название «Мусора» относится ко всей территории вокруг речки Мусорка, на которой находится несколько десятков деревень. В прошлом здесь были Мусорская волость, сельское поселение Мусора, Мусорский сельский совет, хотя село Мусора не являлось административным центром. Основное село носило название Воскресенское-на-Мусоре.
Вообще, надо сказать, что много непривычного для нас мы встретили в этом крае. Взять хотя бы тот факт, что в одном сельском поселении (как муниципальном образовании) несколько десятков сел и деревень. А еще есть сельца – они совсем маленькие, там всего несколько домов. В большинстве деревень до сих пор отопление печное, отсутствует водопровод (воду берут из колодцев). Одна местная бабушка, Руфина Ивановна Филиппова, настойчиво приглашала нас к себе, посмотреть на ее житье-бытье. Не могли отказать гостеприимной хозяйке, пошли. И домом-то эту постройку, в которой она живет одна, назвать трудно – целая усадьба под одной крышей: жилые комнаты, холодные клети, помещения для животных, сеновал, курятник, дровник и туалет. Зимой на улицу и выходить не нужно, разве что за водой. Отапливаются жилые комнаты печкой и двумя голландками, которые у них называются «столбянками». Мебель практически вся сделана своими руками: стулья, шкафы, полочки, диван, стол на резных ножках; каждая вещь – музейный экспонат. Что еще нас поразило, так это красивый мягкий говорок местных жителей, на букву «о». Вот оно, наше, родное. Это сейчас мы стали говорить по-«городскому», а в прежние времена… как там у Аллы Пугачевой в песне: «…поговорим, поокаем». Чувство родного дома как бы снова вернулось к нам.
Извините за небольшое лирическое отступление. Итак, нас встретили директор школы Татьяна Александровна Смирнова, учитель химии и биологии Галина Алексеевна Смирнова и рабочий школы Дмитрий Васильевич Зайцев. Они любезно согласились показать нам небольшой школьный краеведческий музей и рассказать о своем селе. И вот что мы узнали.
В прошлом село Воскресенское было сравнительно большим. Но когда начал строиться металлургический комбинат в Череповце, жители уезжали целыми семьями. Сельское хозяйство пришло в упадок. Дмитрий Васильевич в прошлом был директором совхоза «Восход», который объединял около 20 деревень, имел 3000 га посевных площадей и больше 3000 голов крупного рогатого скота. В совхозе работало более 500 рабочих. Сегодня, по данным последней переписи населения, в Воскресенском осталось около 400 человек, в школе всего 40 учащихся, да и тех собирают по нескольким окрестным деревням два автобуса. Есть магазин, аптека, ФАП, клуб. Из предприятий осталось одно фермерское хозяйство. Большая часть полей не обрабатывается.
Если в советское время засевалось 400 га льном, то теперь совсем отказались от его производства.
В двухэтажном здании, когда-то построенном для молодых специалистов, сегодня разместился дом ветеранов, где проживает несколько десятков одиноких пожилых людей со всей Вологодской области. Но, как заверила нас представитель сельской администрации, село продолжает жить и надеяться на лучшее.
Немного об истории края. Предположений о происхождении названия реки и, соответственно, местности несколько. Как рассказала Галина Алексеевна Смирнова: «Хоть у нас, считается, и глухой угол, но здесь наблюдалось перемещение языков и народов: вначале русские, потом татаро-монголы, было несколько деревень старообрядцев. На языке предков «мусора» означает «черный приток» (от слова «мутсора»).
Деревня Мусора с древнейших времен находилась в составе Белозерского княжества. В 1486 году, когда княжество стало уездом Московского государства, часть его, в которую входила и деревня Мусора, отошла в образовавшийся Пошехонский уезд.
В «дозорных книгах» 1587 года говорится: «…деревня Мусора пуста, хоромы развалились…», население ее жило в крайней нужде. Не случайно в этом крае в старинные времена была сложена песня с такими словами: «…Не отдай меня, мати, ни на ЮГ, ни на Мусору. А отдай меня, мати, во село Федосьево, Там мужики живут богатые, пироги пекут рогатые…»
Позднее была образована Мусорская волость, в состав которой вошло 58 населенных пунктов, из которых было 11 деревень с названием Мусора и 13 – с названием Сара. В 1777 году было образовано Ярославское наместничество, в состав которого вошел Пошехонский уезд, а центр его – село Пертома было преобразовано в город Пошехонье. Исследуя старинные карты, видно, что Пошехонье было и в Ярославской губернии, и в Новгородской. Вполне возможно, что именно из этих мест переселенцы пришли в наши края и принесли с собой прежние названия реки и села. В ревизской сказке 1795 года мы читаем название нашего села как «Му Соры», т. е. можно допустить, что пришли из Мусоры и Сары. Впоследствии кем-то из чиновников в название села была вписана буква «к» – и мы получили Мусорку.
Мне кажется, что это требует дополнительного исследования, и надеюсь еще съездить в Вологодский край, поговорить со старожилами, покопаться в сохранившихся архивах древних рукописей. История Мусорского края нам потому и интересна, что ему более 500 лет, а нашему селу Мусорка около 310 лет. Я верю в то, что случайных совпадений не бывает и историческая связь между нашими селами существует.
Во время экспедиции мы отсняли много фото- и видеоматериалов, взяли интервью у жителей Мусоры, записали их воспоминания. Сейчас вся эта информация обрабатывается, и наверное, через некоторое время мы покажем фильм о нашей поездке в страну возможных предков.
Александр Мальчиков