Здесь просыпается душа
Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в селе Винновка называют Волжским Афоном, так как создан он подобно греческим монастырям Святой земли.
И когда сюда попадаешь, первая мысль, которая приходит в голову: выбор места для строительства замечательной обители, конечно же, не случаен. Ставропольская земля очень благодатна. О наших необъятных просторах, красавице Волге, заповедных Жигулевских горах народ веками слагал легенды, поэты – стихи, а художники писали картины. Вот и старинное село Винновка с его живописными холмами с 60-х годов прошлого века облюбовали для творческих дач самарские художники. В частности, Виктор Чемирзов, ныне известный в Самаре иконописец. Именно он расписывал Казанский храм, вокруг которого и возник монастырь. Впрочем, обо всем по порядку…
«26 декабря 2006 года Священный Синод постановил благословить открытие монастыря в Винновке. И это официальная дата рождения Волжского Афона. А церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, вокруг которой он был построен, существовала аж с 1770 года. Тогда она, конечно, была деревянная», – рассказал встретивший меня на территории обители иеродиакон Вассиан. Одно из его послушаний – проводить экскурсии на территории монастыря. Поэтому историю он знает прекрасно. В 1839 году большой пожар уничтожил практически все село и, естественно, храм. В это время владелицей земель, к которым принадлежало и село Богородское-Винновка, была Анна Орлова-Чесменская – дочь известного российского полководца и дипломата Алексея Орлова-Чесменского. По ее распоряжению были начаты работы по строительству новой, уже каменной церкви.
В 1851 году храм в честь Казанской иконы Божией Матери был окончательно достроен и освящен. До 1930 года он существовал как сельско-приходской.
26 февраля 1930 года, по официальной версии, из-за отказа общины платить налоги храм был закрыт. «Церковь хотели разрушить, колокола сбросили в реку, кресты пытались сорвать с куполов, но только погнули, – рассказали местные жители. – Тракторист, пытавшийся стянуть кресты с куполов, впоследствии спился и повесился. Внутреннее убранство храма было полностью уничтожено, многие иконы порублены и сожжены, однако часть икон удалось спасти, и некоторые из них впоследствии были возвращены».
Эти иконы, а также упомянутую роспись Виктора Чемирзова я с интересом рассматривала, едва переступив порог храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Почти век ждали его многострадальные стены своего возрождения… Кроме этой церкви в монастыре построены еще два действующих храма – во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского и во имя Святой Живоначальной Троицы. Они очень красивые.
Уточним, что проектированием всего монастырского комплекса занимался архитектор Юрий Харитонов. «По его проектам возвели не один храм в России, а также в других православных странах. Среди них – храм Георгия Победоносца на площади Славы в Самаре», – сообщил сопровождавший меня отец Вассиан и уточнил, что строительство Волжского Афона велось девять лет. Чтобы монастырь встал над Волгой таким, каким его задумали, были выполнены самые сложные работы. И прежде всего, конечно же, береговое укрепление. «Мы прекрасно помним, как берег размывался, вода подходила почти к самой церкви», – рассказали местные жители. На их глазах строители углубили природную заводь, сделали затон с протокой позади монастыря. Построили причал, способный принимать двух- и трехпалубные теплоходы.
Поток паломников и туристов самым масштабным бывает, конечно, летом. Существующая при монастыре уютная гостиница позволяет всем гостям разместиться с комфортом. Что же касается повседневности, то изо дня в день монастырь живет трудовыми буднями. Идут богослужения в храме, кипит работа в рыбоводном цехе, птичнике, коровнике и огороде с теплицами. 17 монахов и четыре послушника постоянно благоустраивают свою обитель. Например, в день моего визита на рукотворном источнике в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» достраивали купель. В птичнике перекладывали печку-голландку…
На птичнике порадовали меня дружелюбные кошки, которых местные куры и перепела совершенно не боялись. Таким же миролюбивым оказался и молодой алабай Филя, живущий при коровнике.
А вот стерлядки в рыбоводном цехе вредничали, били хвостами, когда я начала их фотографировать. Нет, недаром стерлядь называют царской рыбой! Трудник Игорь много интересного про нее рассказал: «Некоторые особи живут до 30 лет. Стерлядь принадлежит к семейству осетровых, которое считается ровесником динозавров». По образованию Игорь военный, служил подполковником спецназа, а теперь вот уже два года работает в монастыре на добровольной и бескорыстной основе (во славу Божию). Он показал мне и маточное стадо, и совсем крохотных мальков, которых через месяц-полтора выпустят в Волгу. За пять лет монастырь, заметим, выпустил в Волгу порядка полутора миллионов мальков стерляди. Такое вот благое дело…
А еще в монастыре прекрасный музей. Среди экспонатов – Часослов 17-го века, много икон старинного письма, среди них икона Божией Матери «Иверская», хранящая следы пулевых отверстий, свидетельница преступлений далекой революции 1917 года и богоборчества, подлинная митра святого патриарха Тихона и другие.
И конечно, настоящий восторг испытываешь, когда поднимаешься на колокольню монастыря, одну из самых высоких в Самарской области, построенную в виде маяка. Вид такой, что дух захватывает. И когда над всей этой красотой слышится колокольный звон, просыпается душа и сердце радуется. Здорово, что в нашем Золотом Ставропольском кольце есть такой удивительный маяк над Волгой, дающий бесконечный заряд веры и оптимизма. Недаром митрополит Самарский и Сызранский Сергий сказал, что миссия монастыря – стать духовно-культурным просветительским центром. А посему в местном конференц-зале проходят семинары для учителей, совещания с ректорами самарских вузов и другие важные мероприятия.
Ольга Пимантьева