Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Научная деятельность в годы войны не прекращалась

Буровая вышка в Жигулевских горах, 1942 год

В годы Великой Отечественной войны Жигулевский заповедник, как и большинство оставшихся в тылу заповедников нашей страны, не прекращал своей природоохранной и научной деятельности. Многие работники ушли на фронт, и на плечи оставшихся легли все трудности военного времени. В то время Жигулевский участок входил в состав Средне-Волжского (Куйбышевского) заповедника в качестве основного.

1941 год

С началом войны на территории заповедника возобновились целенаправленные поиски нефти,  велись буровые работы. В кварталах, отведенных для постройки буровых вышек, производилась рубка леса. Сведений о размерах рубки не сохранилось. Необходимость вторжения в заповедник аргументировалась чрезвычайными нуждами военного времени.

На заповедной территории был организован сбор лекарственных растений: горицвета весеннего, ландыша майского, полыни горькой, крапивы двудомной, зверобоя продырявленного, малины и шиповника майского. Всего сотрудниками было заготовлено 123 кг сухого сырья. А вот добыча гудрона, производившаяся в кварталах 85, 105 и 125, была прекращена в связи с истощением запасов битуминозного песчаника.

На заседании научного совета был обсужден и одобрен «План организации заповедного хозяйства Куйбышевского заповедника», подготовленный группой сотрудников – К.К. Высоцким, М.В. Золотовским, М.И. Зябревым, А.А. Медведевым, В.М. Миклашевским, А.Г. Назаровым, Е.Н. Новодережкиным, А.А. Успенской.

Накануне войны, в мае, в заповедник прибыли зоологи Сергей Иванович и Екатерина Михайловна Снигиревские для ознакомления с научными исследованиями и последующим устройством на работу. «Взяли с собой только летние вещи и… остались там до окончания войны». Сергей Иванович был назначен заместителем директора заповедника, а Екатерина Михайловна принята на должность старшего научного сотрудника.

1942 год

На территории заповедника заложены первые буровые скважины для добычи нефти. С 1942 по 1947 годы на основании распоряжений СНК СССР, Куйбышевского облисполкома и Главного управления по заповедникам при СНК РСФСР для нужд нефтедобычи из заповедника было изъято около 6 тысяч гектаров земли. В 1942 году из состава заповедника выведены участки территории, примыкавшие к берегу Волги.

В Жигулях были проложены асфальтированные дороги, трассы линий электропередачи и трубопроводы для транспортировки нефти, газа, а также воды и пульпы, используемых при строительстве нефтяных скважин. В заповедных лесах, в глухих оврагах и на вершинах Жигулей поднялись нефтяные вышки с факелами сжигания попутного газа. Для строительства промышленных объектов и создания противопожарных разрывов вырубались заповедные леса.

Но даже в эти тяжелые времена не прекращались наблюдения за состоянием лесов заповедника. Сотрудники проводили учеты яйцекладок непарного шелкопряда – главного вредителя лесов.  Его высокая численность отмечена с 1942 по 1944 годы, когда непарным шелкопрядом были заражены древостои на всей площади заповедника. Отмечалось сильное повреждение листвы ореховым долгоносиком в 1943 году и яблоневой молью в 1944-м по всей территории заповедника.

В связи с массовым размножением непарного шелкопряда поступило правительственное задание по разработке мер борьбы с вредителем. Возглавил эту работу С.И. Снигиревский.

Проведены работы по изучению запасов, распространению и организации заготовок лекарственных растений. В этом году для фармацевтической промышленности было заготовлено 719,5 кг сухого лекарственного сырья – почти в шесть раз больше, чем в 1941 году.

1943 год

В устье Зольного оврага пробуренная скважина дала промышленную нефть. Началась эксплуатация нефтяных залежей Зольненского нефтепромысла. Новые способы бурения стали одним из решающих факторов ускорения разработки девонских месторождений в Жигулях. (Девонская нефть добывается из пластов девонского периода, который представляет собой четвертый период палеозойской эры. Он начался приблизительно 419 миллионов лет назад, а закончился примерно 359 миллионов лет назад. – Прим. Ред.)

На месте хутора Старо-Отважное на изъятой из заповедника территории был основан поселок нефтяников – Зольное. На ранее безлюдной приречной террасе построены жилые дома. На Зольненский нефтепромысел нефтяники приехали из Баку. Условия были тяжелыми, жилья не хватало, школы были переполнены. Но все трудности героически преодолевались на патриотическом подъеме. В память о том народном подвиге в устье Зольного оврага в 1993 году была установлена стела. В дорожном строительстве и некоторых других работах широко использовался труд военнопленных.

Подготовлен военно-топографический очерк Куйбышевского заповедника. В его составлении приняли участие научные сотрудники: Е.Ф. Белевич, В.М. Миклашевский, А.А. Успенская, А.Н. Гончарова, К.К. Высоцкий, Е.М. Снигиревская. Этот архивный материал обнаружен в Центральном государственном архиве и опубликован только в 1991-92 гг. в бюллетене «Самарская Лука».

Лекарственных растений было собрано 1158,6 кг (в сухом виде).

1944 год

Проложен первый нефтепровод вдоль северной границы заповедника. На работах по строительству были заняты тысячи рабочих, множество тракторов и автомашин. Местами прокладка была связана со взрывными работами. Все это отразилось на распределении копытных: лоси откочевали из горной части на плато.

Закончены лесоустроительные работы, начатые еще в 1939 году. В связи с военным временем натурной таксации (учет и всесторонняя материальная оценка лесных ресурсов), как правило, не проводилось. Лесоустройство носило характер ревизии материалов 1939 года. В ходе работ территория Жигулевского заповедника была разделена на 206 кварталов. Для осуществления охраны заповедник разделен на восемь обходов, в которых имелись жилые кордоны.

На территории заповедника располагались поселки Бахилова Поляна, Старо-Отважное, Гудрон и «105». На Бахиловой Поляне находились управление заповедника, лаборатория, библиотека, жилые дома сотрудников и однорамный лесопильный завод с хозяйственными постройками и жилыми помещениями (всего 45 домов). В местной школе в одном помещении занимались два разных по возрасту класса. В поселке Старо-Отважное была установлена пристань местного сообщения, располагалось два летних дома отдыха пионеров, 32 жилых дома и филиал Ставропольской нефтеразведки, ведущей поисковое бурение на нефть.

В поселке Гудрон, расположенном в центре заповедника на плато, имелся 21 жилой дом. В поселке «105» было 10 домов, выстроенных здесь в период интенсивных лесозаготовок, но проживал только наблюдатель пожарной охраны. Кроме поселков и кордонов на территории заповедника было разбросано несколько одиночных домов: так в кварталах 28 и 177 стояли пасеки, в 105-м квартале была расположена метеорологическая станция заповедника «Гудрон», в кварталах 3, 6 и 18 на берегу Волги находились дома бакенщиков.

В октябре перестала работать метеорологическая станция «Гудрон», организованная еще в 1939 году. Начальником метеостанции и главным исполнителем был В.М. Миклашевский. Прекратила свою работу и метеостанция Сосновый Солонец.

В 1944-45 годах в Жигулях работала экспедиция Института географии АН СССР. Геоморфологические исследования под руководством Г.В. Обедиентовой проводились сначала на территории заповедника, а затем и на всей Самарской Луке. Эта работа обосновала необходимость переноса проектировавшегося гидроузла из Жигулевских ворот (Ширяево – Царев курган) в район села Отважное (ныне Жигулевск).

1945 год

В северной части заповедника нефтяниками был разработан глинокарьер и к нему проложена дорога. Неподалеку на горах установлена первая буровая вышка. Эти работы повлияли на распределение копытных, покинувших северную часть заповедника.

С 1 июня 1945 года возобновила свою деятельность метеостанция «Гудрон». Метеонаблюдения в Сосновом Солонце по-прежнему не проводились.

На территории заповедника работала экспедиция Ботанического института им. В.Л. Комарова, возглавляемая А.М. Семеновой-Тян-Шанской. По материалам написан очерк «Растительный покров Куйбышевского государственного заповедника».

В Жигулях известный русский ботаник Павел Александрович Смирнов открыл новый для науки вид растения – овсяницу волжскую. Классическое место описания вида находится в заповеднике на Веселой Поляне Малиновой горы.

Т.Ф. Чап, Г.П. Лебедева

vesti
03.07.2020