Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна

28 июля

На эту дату у Даля в его Месяце-слове вот что: «Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки (видение, мороку) видит». Подозреваю, не со слов большого трудолюба записал в Воронежской губернии эту примету Владимир свет-Иванович. Увы, и в Самарской Луке встречались и, побаивают, поныне встречаются такие, которым «маньяки» мерещатся не только на святых мучеников Кирика и Улиту, но и в другие дни, когда в страдную пору «на грудь примут». Рассказывали у нас про одного, который в поле на расстоянии никак не мог определить, который же из двух рядом стоявших комбайнов евоный и к какому из них нетвердые стопы свои ему направлять. А комбайн-то один-одинешенек с пустым бункером в поле стоял-то. Как бывший помощник комбайнера, заверяю: эта не иначе как плачевная история в нашем селе произошла намного-намного позже того, когда на «степных кораблях» воистину самоотверженно и даже самозабвенно трудились знатные комбайнеры Сосново-Солонецкой МТС дядя Ваня Фалин и дядя Миша Мухортов (однофамилиц моего отца). Помню, уже темнеть стало, в клубе уже огни зажглись, а мой шеф дядя Миша руль комбайна из рук не выпускает…

29 июля – Евтихий

«Притихают пичужки. На Афиногена пташки задумываются» (Даль). Все, отпеснячили-отженихались, отневестились даже самые неуемные – соловей да кукушка. Приспело молодь-потомство выращивать. Не только для селян – и у птах теперь страда. Птенцы все прожорливее и прожорливее становятся – до песен ли тут?

На небе ни облачка, пустынно и на улицах села. Теперь только вон молодые сорочата, по-ребячьи резвясь, верещат да пронырливые воробушки чирикают. Бывало, с пруда, что на околице села, детский шум и гам доносился, а ныне и там тихо. Да и сам пруд от своей невостребованности чуть не весь ряской покрылся.

Увы, не приезжают теперь на все лето, как бывалоча, внуки и правнуки к своим бабушкам. Не держат теперь коровушек и даже козочек – не под силу стало. А без молока, без блинов с маслом или с густой сметанкой в окунку, без лапшевников, без сдобных пышек, плюшек да кокурок что за каникулы в бабушкином доме?

31 июля – Иоанн Многострадальный

Преподобному Иоанну Многострадальному положено молиться от блудныя страсти.

***

Вот и август приспел. Древнерусское название его – серпень (убирают хлеб). Величали его еще густырем, хлебосолом и припасихой-соберихой. Не только мужикам, но и бабам работы невпроворот было. А ныне, в отличие от прежних времен, и горожанкам-дачницам без дела сидеть не приходится. А про насельниц окрестных селений Жигулевских и не говорю. Им то ли в саду и огороде плодами и овощами заниматься, то ли в лес или в поле за ягодами бежать. Такие вот отпускные каникулы у них…

«В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит».

«В августе до обеда – лето, после обеда – осень».

1 августа – Макрида – указательница осени

Вот какое указание на сей рубежный день дает Месяцеслов: «Смотри осень по Макриде: Макрида мокра – осень мокра, Макрида суха – и осень будет суха».

И так вот еще на Руси говаривали: «Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) – зиму».

2 августа – Ильин день

«С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». Считалось, что Илья-пророк в водоемы пускал льдинку, а посему купание уже возбранялось нашими преду-смотрительными бабушками, дабы не простужались их внуки-сорванцы ныне и не болели бы костьми впоследствии.

«До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой (водой) прощается». А кто это в ум не берет, того сразу же озноб дерет!

«До Ильина дня сено сметать, пуд меда в него накласть» (духмянного-духмянного – у скотинки аж ноздри раздуваются, когда жует такое).

А это вот пожестче сказано будет: «Придет Илья – принесет гнилья (дождей)». «До Ильина в сене пуд меду, после Ильина – пуд навозу». Довелось мне повидать, как морщатся, брезгливо перебирая такое сенцо с «пудом навоза» коровушки. А брезгливые и разборчивые овечки – фырк-фырк на него: мол, сам хозяин лопай такое!

Раздел ведет Анатолий Солонецкий

vesti
28.07.2020