Прыжок в противогазе
Уходя в армию, Сережа Фирсов и не подозревал, что ему предстоит совершить на «военке» целое открытие – прыгнуть с парашютом в противогазе (костюме химзащиты). Такого еще не было в истории морской пехоты.
– Патриотизм, смелость, а еще азарт и немножко страха – вот что я испытывал в те минуты, – вспоминает Сергей события 1986-88-го годов на учебной базе в Севастополе.
Сейчас Сергею Фирсову 52 года, три года назад он перенес инсульт и сейчас находится на пенсии по инвалидности. Проживает в стареньком доме в поселке Луначарский, где родился и вырос. После болезни жизнь потекла совсем в другом русле. Самые яркие и счастливые моменты остались в прошлом – в частности, в воспоминаниях об армейской службе и своем маленьком подвиге. Мы побеседовали с ним накануне Дня морской пехоты, который отмечался 27 ноября.
Родился и вырос Сергей в простой семье, у родителей было трое детей. Росли как все обычные дети. По окончании школы он пробовал поступить в Самарский технологический институт, но не прошел по конкурсу. Пришлось идти в армию. Направили его в морскую пехоту. Часть базировалась в Севастополе.
– Я тогда впервые увидел море. Было столько эмоций! – вспоминает Сергей.
Как выяснилось, их батарею готовили к эксперименту – прыжкам с парашютом в костюмах химзащиты. Для чего и в связи с чем возникла такая необходимость, ребятам не сказали. Мыслили и жили по принципу «Партия сказала «надо» – комсомол ответил «есть!».
Служба длилась долго, два года. Сначала был упор на физподготовку, затем начались стандартные прыжки с парашютом. Ну а потом «осложненные», в костюмах химзащиты. Что это за костюмы? Противогазы и плащ-палатка. Вес ощутимый. Но главное неудобство – отсутствие видимости в противогазе. Окошки для глаз почему-то запотевали – приходилось приземляться буквально на ощупь.
– Почему меня первым отправили на этот прыжок? Решили, что выбирать будут путем голосования за ту или иную кандидатуру. Но никто не хотел быть первым. И тут нашли веский довод – самый легкий прыгает первым! И им оказался именно я, – вспоминает Сергей.
Первый полет «наощупь» прошел стрессово, но удачно. Сергей выполнил все действия буквально по инерции, за долгую практику прыжков они были доведены до автоматизма. Ну а второй и следующие прыжки уже были не так страшны. Вслед за ним начали прыгать в противогазах и остальные сослуживцы.
– Меня поздравили с тем, что я первый совершил этот сложный прыжок. Предложили вступить в партию, остаться на военной службе. Но я отказался: были другие планы на жизнь, – говорит Сергей.
Вернувшись в родной Луначарский, Фирсов поступил в политех и отучился пять лет на инженера-технолога. Затем устроился работать на АВТОВАЗ. Женился, родились две дочки. Очень ждали, когда завод выделит квартиру в городе. Но за 11 лет работы его очередь практически не продвинулась. Ушел с завода и вместе с товарищем попробовал открыть свою фирму по поставкам торгово-промышленного оборудования. Получилось! Прибыли особой не было, но семья не бедствовала.
В какой-то момент стабильное течение жизни оборвалось. Сначала умерла жена, и на Сергея легли заботы по воспитанию двух дочерей-школьниц, затем от инсульта скончался напарник по работе. Фирма постепенно начала нести убытки. А вскоре и сам Сергей получил инсульт.
– Это случилось три года назад. Вечером лег спать здоровым, а утром проснулся и понял, что не могу пошевелиться, – вспоминает Сергей.
Благодаря лечению и долгой реабилитации сегодня Сергей неплохо самостоятельно передвигается, а летом даже ездит на большом трехколесном велосипеде. Рядом с ним гражданская жена Наталья, которая не бросила его после болезни. Вроде бы все хорошо. Правда, пенсия по инвалидности совсем маленькая, едва хватает на лекарства.
А недавно в жизни Сергея появились новые друзья – волонтеры из союза моряков и морских пехотинцев «Морское братство». Ребята подарили ему массажный матрас, который был очень необходим, но на свои сбережения Сергей не мог себе позволить такую покупку.
Честно говоря, об этой покупке мы узнали из уст самого Сергея. В «Морском братстве» нам скромно сказали, что поддерживают инвалидов – бывших моряков. Сам Сергей очень признателен такой поддержке. И теперь уже не чувствует себя таким одиноким, как раньше.
Любовь Шабалина