13 января отмечается День российской печати
Весной 1962 года вышел первый номер нашей замечательной «районки». За долгие десятилетия поменялась эпоха, страна, люди. Остались в прошлом печатные машинки, стационарные телефоны, фотоаппараты с фотопленкой. Ушли на пенсию легендарные журналисты и редакторы. Но газета не изменилась – да, мы по-прежнему пишем про урожаи и надои, героический труд колхозников и других тружеников, работающих на благо своего села и односельчан.
Люди – наша главная забота, и читатели вот уже более чем полвека отвечают нам взаимностью – пишут письма, рассказывают о себе и односельчанах, чудесных местах родного края, трудовых подвигах, да и просто о наболевшем.
Да, как-то гладко и будто формально звучит эта хвалебная речь в адрес редакции «Ставрополя-на-Волге», где мне посчастливилось начать работу полгода назад. Что ж, чтобы не прослыть голословной, хочу поделиться своим журналистским опытом работы в других изданиях. Хоть и больно об этом писать, но из песни слов не выкинешь. Журналистика сегодня переживает кризис.
Довелось мне поработать не так давно корреспондентом двух очень популярных федеральных изданий. Ожидая претворения в жизнь своих давнишних планов об интересных и нужных репортажах «из провинции», я была шокирована задачами, которые ставило руководство. «Забудь о журналистике, теперь ты папарацци!» – именно так звучит нынче неформальный девиз современных популярных изданий.
В аэропорту Курумоч случилась нештатная ситуация: пострадал экипаж. Летчика доставили со сломанной ногой в баныкинскую больницу. Мне дали задание срочно наведаться в палату к пострадавшему пилоту, буквально спустя несколько часов после трагедии. Нужно было побеседовать с ним и – кровь из носу – сфотографировать. Летчик оказался симпатичным и добрым человеком, он доверчиво рассказал о тех эмоциях, которые испытал, когда самолет заходил на посадку. Человек просто не ожидал, что все его переживания окажутся на первой полосе. В итоге таблоид вышел под заголовком его прямой речи: «На гробах летаем!». Мне стыдно до сих пор.
«Где фотографии летчика?» – насаждали сверху. «Зайди и сфотографируй, он все равно на вытяжке лежит, встать не может», – названивал мне редактор газеты каждые полчаса.
Я пыталась сфотографировать. Спросила разрешения – летчик категорически отказал. Я дважды подняла фотоаппарат, но так и не смогла нажать на кнопку. И слава богу!
Как выяснилось, это были еще «цветочки»… Потом пошли репортажи похлеще. Обращаю внимание – нет, это не девяностые годы, это наше время.
Случилась авария – местные власти думают: то ли это теракт, то ли несчастный случай. Погибли люди. Виновным пытаются выставить молодого человека, который тоже погиб. Мне звонок из редакции:
– Стой в подъезде и карауль. Когда мать подозреваемого выйдет в магазин, сфотографируй ее лицо. А лучше всего – проследи, когда она пойдет в церковь, и сними ее около алтаря!
У женщины погиб единственный сын, а мне нужно сфотографировать ее лицо. Это как? После того как я отказалась это сделать, меня послали на кладбище отыскать его могилу – нужно было целый день дежурить на отдаленном расстоянии, ожидая, кто придет проведать свежий погост…
Новое задание – в Тольятти приехал известный артист, у которого подозревают рак. Он действительно сильно похудел в последнее время. Задание – сфотографировать его на банкете, особенно в «опасной близости» с молоденькими девушками. Я снова все провалила. Артист действительно вскоре умер. Но моя совесть осталась чиста.
…Даже вспоминать всю эту чернуху не хочется! Мы плевались всем журналистским составом, но работали – правда, недолго: один за одним увольнялись.
Конечно, многие скажут – не нужно сравнивать «феррари» с «запорожцем», таблоиды с серьезными изданиями! Но ведь мы, журналисты самых разных изданий, учились на одних и тех же факультетах, изучали профессиональную этику, главным принципом которой является заповедь, как у врачей: «Не навреди». Почему сейчас так покосилось наше журналистское братство? Почему одних служителей пера по-прежнему уважают, а других презирают? Ведь так не должно быть, и не говорите мне про то, что спрос рождает предложение, публика хочет жареных фактов и т.д. Чернуха доползла до самого верха – вспомните журналистку, которая задала президенту вопрос на последней ежегодной пресс-конференции:
– А Вы досмотрели до конца видео с Дзюбой?
Занавес.
…После той собкоровской практики я несколько последних лет «обтекала», отмывала свою душу от грязи. И не верила уже, что остались порядочные, неподкупные издания. Поэтому, оказавшись в «Ставрополе-на-Волге», просто купаюсь в лучах своей любимой, классической журналистики, где не нужно идти на сделку с совестью, где люди доверяют тебе и ты так хочешь с ними пообщаться, написать об их достижениях, жизненном пути, проблемах и взглядах на жизнь. Слава богу, что островок честной журналистики, которая действительно нужна людям, еще остался! И я сейчас в нем. А этот милый звонок от бабушки из Осиновки: «Алло, редакция? Когда сеять помидоры?» – звучит нежнее, чем голос ангела в свежее понедельничное утро.
В свой профессиональный праздник мы хотим сказать: «Спасибо вам, наши читатели!». За ваш позитив, за вашу открытость, за то, что любите и продолжаете выписывать свою старенькую «районку». Мы стараемся делать так, чтобы вам было интересно. И будем стараться впредь. Главное, что мы вместе.
Любовь Шабалина
—
На фото слева направо:
Журналист Ольга Пимантьева, она же – Олеся Ангелина. Легкая на подъем. При вопросе «Кто поедет?» все обычно смотрят на нее. Обожает культурные мероприятия, поэтому чаще остальных выходит в люди.
Корректор Марина Ляпина. Исправляет все ошибки за журналистами и расставляет запятые. Не любит точки в заголовках и букву ё. Печет обалденные торты и делает классное мороженое.
Верстальщик Юлия Шайфулина. Собирает воедино и верстает официальную информацию, после чего постановления, распоряжения, решения вступают в свою законную силу. Душа коллектива. Самая веселая из нас.
Журналист Александр Губанов, он же – Александр Викторов. Серьезный парень. Выверяет фактуру до последней цифры. Посему ему достаются самые сложные темы, чему все остальные несказанно рады.
Главный редактор, она же – директор Юлия Гвоздева. Наше всё. И этим всё сказано. Ее слово – закон. Держит нас всех в ежовых рукавицах. Любит тортики корректора Марины.
Выпускающий редактор Лариса Телелькова, когда пишет – подписывается Ларисой Иконниковой. Читает тексты журналистов первая. Иногда плюется. Находится между мечом и наковальней – главредом и пишущей братией. Правая рука главного редактора. Без нее никуда.
Верстальщик Павел Багаев. Все тексты и фото стекаются к нему. Из любой фактуры сделает конфетку. Молчалив. «Не лезет», «У нас дырка» и «Пишите быстрее: хочу домой» – это его перлы. Самый серьезный и молодой из нас.
Менеджер по кадрам, она же – бухгалтер, она же – делопроизводитель и много кто еще Ирина Беспалова. Тащит на себе кучу вопросов. Правая рука директора. Большая умница и красавица.
Любовь Шабалина, она же – Любовь Марченко. Наша свежая кровь. Новенькая, но в коллектив влилась быстро, как тут и была. Строчит со скоростью пулемета. Когда надо «отписать красиво и прямо сейчас», Люба – в первых рядах.