Три сосны
Топоним «Три сосны» в поселке Приморский – это название природного объекта, а именно сосновой рощи, которая находится на берегу Волги. Много легенд, сказаний, жизненных историй связано с этим местом. В нашем поселке есть ресторан «Три сосны», улица Сосновая, многие, всерьез или в шутку, считают, что поговорка «в трех соснах заблудился» родилась именно у нас.
Из истории
Лесные богатства Самарского края, находящегося на самой границе степей, привлекали внимание лесодобытчиков еще 300 лет назад. Уникальные жигулевские сосняки хищнически вырубались, и это продолжалось до тех пор, пока, согласно легенде, в 1722 году в Самарском крае не побывал Петр I.
Император по достоинству оценил нашу сосну как богатый материал для кораблестроения.
Но еще большее внимание привлекли земли Ставрополя-на-Волге в годы правления Екатерины II. В 1768 году императрица пожаловала эти земли в вечное и потомственное владение Григорию Орлову. Согласно местной легенде, во время поездки в южные окраины России императрица, стоя на горе Светёлка, предложила Орлову: «Что взглядом окинешь, все твое будет!». Орловы обосновались в Усолье и построили здесь большой усадебный комплекс. В феврале 1831 года умер последний из братьев Орловых, Владимир Григорьевич. Прямых наследников мужского пола он не оставил, и усольская вотчина досталась внуку покойного Владимиру Давыдову и его тетке Е. В. Новосильцевой. Позже, к середине 50-х гг. XIX века, Давыдов путем покупки и обмена, а затем и получения нового наследства после смерти Новосильцевой и Орловой-Чесменской увеличил свои владения. В 1856 году В.П. Давыдов, как потомок по материнской линии В.Г. Орлова, указом Сената получил графский титул, и ему была присвоена фамилия Орлов-Давыдов. Во второй половине XIX века он стал крупнейшим землевладельцем на Средней Волге.
Земли, на которых располагается поселок Приморский, и территории, оказавшиеся в зоне затопления при строительстве Волжской ГЭС, были в свое время предметом спора. Длился он с переменным успехом 29 лет и окончился полной победой Орловых-Давыдовых.
«В 1917 году имение графа Орлова-Давыдова разгромили красные. Через два года беднота из Русской Борковки образовала здесь трудовую коммуну, на месте которой в 1928 году появился совхоз имени Степана Разина. Так же стал называться и сам поселок – бывший хутор Борковский. Одновременно с совхозом в прочных графских конюшнях, построенных из кирпича, создали школу подготовки ветеринарных техников. Просуществовала она несколько лет, а позднее здесь размещалась общеобразовательная школа. Поселок располагался над поймой», – писал известный историк, краевед Валентин Овсянников.
Рядом находились села Русская и Мордовская Борковка, Никольское, Московка. В весеннее половодье пойма затоплялась. А когда вода спадала, заливные луга покрывали буйные травы, распускались цветы. Сена все заготавливали вдоволь.
О том, что до затопления и переселения сел на этих территориях росли сосны, рассказывают легенды.
Легенда первая. Три богатыря – три сосны
Надежный сосновый щит охранял маленькое поселение земледельцев. Сосны-великаны смыкались перед врагами так тесно, что ни один враг не смог нарушить покой мирных селян. Старцы говорили: сосны выросли там, где раньше была кровавая сеча. В степи погибло много воинов, защищая родную землю от кочевых племен. С тех пор прошло много веков. Дозоры охраняли рубежи. Селяне занимались хозяйством. Тихая мирная жизнь закончилась в один миг. Раненый дозорный принес известие: «Пришли враги, их видимо-невидимо, тьма-тьмущая. И пали уже первые ряды сосен: врагов очень много». И собрался народ в поход на врага, остались на селе женщины, дети да древние старики. Ушли мужчины и пропали… И заметили селяне: редеет сосновый бор, то гулко, то глухо, а иногда с пронзительным звоном падают многовековые великаны. А за лесом продолжается сеча кровавая… Ушли и юнцы, ушли девицы молодые, переодевшись в мужскую одежду. А роща погибала на глазах. В конце концов осталось всего три сосны, обгорелые, израненные… И тут случилось чудо. Впервые за многие месяцы вернулись три воина, такие же израненные, как и сосны. И рассказали они удивительную картину: погибал воин – падала сосна. Погибло войско, защищая родную землю, – погибла роща. Остались в живых три воина – остались всего три сосны. Долгие годы пытались селяне восстановить лес, но не приживались сосны, погибали. На месте боев растет ковыль. Много было войн вокруг, много земледельцев стало ратниками, много стало на Волжской земле ковыльных степей.
А потом пришла большая вода и встала новым щитом южных и северных рубежей, уцелевшие сосны остались на высоком берегу.
Эту легенду знают многие. Кто-то относится к ней скептически. Мол, сказка это. Но, как говорится, в сказке ложь… Тем более что в истории поселка очень много белых пятен.
Легенда вторая. 12 братьев и сестрица
Самарские девушки всегда отличались особой русской красотой. Голубоглазые, стройные, с русой пышной косой, они славились удивительной скромностью и трудолюбием. Наши землячки были завидными невестами. От женихов и сватов не было отбоя. В семье кузнеца среди 12 братьев росла красавица Василиса. Слухи о Василисе Прекрасной долетели до ушей степного хана. Послал он сватов с богатыми дарами. Кузнец обожал свою единственную дочь, не хотел отпускать ее на чужбину, да и братья были против этого брака. А хан посылал и посылал сватов, потом сам прискакал. Получив очередной отказ, хан решил похитить волжскую красавицу и с большим войском пришел к селению. Угрожая поджечь село, потребовал выдать Василису. Встали 12 братьев на защиту сестрицы. Бились день, бились ночь. Но врагов было много. Селяне спрятали Василису. Враги поджигали дома. Село полыхало со всех сторон. Увидев это, Василиса вышла к врагам. Они схватили ее и увезли. Девять братьев погибли, защищая село и честь сестры. Три младших брата решили спасти Василису и пошли по следам захватчиков. Встают на пути горы – преодолевают их силой духа, река на пути – дает силы озеро надежды, вырастает лес – ведет их вера о спасении.
В маленьком доме посреди леса встретили они трех сестер. Молодые девушки говорили на каком-то незнакомом языке. Из их уст часто вылетало слово «эрзя». И братья так и стали их называть – эрзя. Одна из красавиц достала какую-то траву, провела ею по губам и заговорила на чистом русском языке. То же самое проделали другие сестры, и общаться стало гораздо проще. Узнав цель похода, каждая из сестер одарила братьев волшебными предметами. Волшебный клубок дорогу указывает, волшебный ключ открывает любые двери, пуховой платок делает невидимым. И пошли братья дальше. Клубок ночью светился ярким огнем, братья шли и шли без остановки. Пуховой платок надежно скрывал их от стражников, волшебный ключ открывал все двери. Так и дошли они до вражеского стана. В глубоком подземелье нашли Василису. Под тем же пуховым платком и с помощью волшебного ключа легко прошли они все вражеские земли, клубок указывал путь домой. В маленьком лесном домике их ждали три сестрицы-эрзя. Братья позвали их с собой. Вернувшись домой, обвенчались. Так в нашем селе появилась мордва. Девушки-эрзя славились умением лечить, обладали колдовской силой. Но это были белые волшебницы, силу свою использовали только на благо людей и мирно уживались с другими нациями села. А Василису сосватал подмастерье кузнеца. Жили они все долго и счастливо. А когда умерли, на их могилах выросли сосны. Первыми ушли на покой три сестры-эрзя. За ночь на их могилах выросли три сосны, и место это получило соответствующее название и мистическое поверье. Люди долго обходили кладбище стороной. Удивлению селян не было предела, когда то же самое произошло после смерти остальных участников этой истории. Сосен стало больше, а название осталось.
Сегодняшний день Приморского
Исчезновение соснового леса произошло во время строительства Жигулевской ГЭС. Сегодня здесь осталось всего 17 старых деревьев и 20 молодых, 5-6-летних.
Возраст современного поселка Приморский насчитывает всего 60 с лишним лет. Он не успел еще обрасти новыми историями и легендами, поэтому наши земляки бережно хранят сказания своего далекого детства, которое прошло внизу, в селах Борковка, Московка, Никольское.
Старожилы поселка рассказывают истории, связанные с этим местом. Из их рассказов мы узнали, что «Три сосны» являлись местом привала во время походов. Направляясь или возвращаясь из полей, члены ученической производственной бригады всегда отдыхали в тени деревьев, здесь проходили свидания, веселые танцы под гармошку, тихие вечеринки под гитару и шумные маевки. Здесь же неподалеку располагалось футбольное поле. Наша совхозная команда «СССР» (Сборная Совхоза Степана Разина) была знаменитой не только в районе, но и в области. Из рассказов мы также узнали о том, что рядом с соснами раньше росла сирень, она защищала молодые ростки от иссушающих ветров.
Роща «Три сосны» и сегодня радует своим видом: могучие деревья вдохновляют молодых художников, сюда приходят для фотосессий юные красавицы. Жители поселка бережно относятся к роще, проводят субботники, высаживают новые деревца. В этом деле участвуют и старшее поколение, и школьники. Если бы все высаженные сосенки выросли, получился бы небольшой лесок. Но из-за недостаточного полива и летней жары приживаются далеко не все саженцы. Поэтому роща все еще находится под угрозой исчезновения. Силами жителей поселка можно спасти и приумножить эту красоту: нужно, чтобы каждый посадил саженец сосны и ухаживал за ним, пока тот не окрепнет. А для полога можно посадить кустарники: сирень – для души, шиповник – для защиты.
Эти простые мероприятия можно выполнить силами учащихся и жителей поселка, они не требуют больших капиталовложений. А посадка сосен по всей береговой линии защитит берег от разрушения. Для жителей поселка Приморский «Три сосны» – это святое место, оно заслуживает звания «Красота родного края».
Фаиля Тимаева, Наиля Ахметвалиева
Использованные ресурсы:
Историческая-самара.рф/каталог/самарская-природа/природная-зональность/самарские-леса.html
Chronograph.livejournal.com/198887.html
Wiki.tgl.net.ru/index.php/Дворянский_род_Орловых-Давыдовых
Primorsky.stavrsp.ru/index.php/o-selskom-poselenii/istoricheskaya-spravka