Есть бабушки в глубинках…
Как-то незаметно подкатила старость и немощь. Петровна слегла. Осенью огород остался неубранным, а зимой дорожка к дому не очищена от снега. Добрые соседи немного раскидывали сугробы, чтобы можно было попасть в дом, и она была очень благодарна за это. Ведь Петровна выписывала газеты, она всю жизнь любила читать – даже на старости лет, даже в очках с толстыми линзами. А еще к ней ходила соцработница, приносила нехитрый набор продуктов на неделю.
Но этой зимой Петровне стало даже не до чтения. Слегла не на шутку. Еле-еле могла встать, чтобы дойти до плиты и согреть чаю.
А что же дети?
– Где ваши сыновья, Людмила Петровна? – спрашивала я у нее не раз.
– Далеко они, в Москве живут, – сухо отвечала она, давая понять, что не хочет развивать эту тему.
…В то утро стало Людмиле Петровне особенно нехорошо, и я решила вызвать скорую помощь. Собирая вещи в больницу, наткнулась на старый фотоальбом. Открыла. На каждой странице – счастливые лица отца, матери и двоих сыновей. Мальчики с небольшой разницей в возрасте, крепкие, круглолицые, как мама, с озорным взглядом. «Не может быть, чтобы сыновья не любили свою мать», – подумала я и набрала номер одного из них. Приложила трубку к уху Людмилы Петровны. Дмитрий по номеру понял, что звонит мама.
– Мама… мама, мама! – появился мужской голос.
– Кто это? – мама находилась в забытье и пыталась понять, что происходит.
– Мама, мама, это я, Дима, твой сын! – все громче и настойчивее кричал мужчина.
– Кто это? – слабым голосом продолжала спрашивать Петровна.
– Мама, мама! Это же я, Дима! Твой сын!
– Ты не Дима. Ты не мой сын, – сказала Людмила Петровна.
Это прозвучало как гром среди ясного неба. Но Петровна просто не узнала голос сына. Понял ли это Дима? О чем он подумал? Я отключила телефон, потому что приехала скорая.
Врачи забрали бабушку в больницу. Я положила ей вместе с вещами ее телефон. Может, после выздоровления она сможет взять трубку и узнает голос сына.
А Диме я перезвонила позже со своего номера. Он был взволнован и спрашивал, как себя чувствует мать и сколько дней она пробудет в больнице. Спросил телефон ординаторской. Наверное, решил приехать и навестить ее. Лишь бы успел…
А сколько еще таких одиноких бабушек в наших селах! Давайте не будем забывать о наших родителях, ведь они еще живы и всегда ждут и любят нас. Расстояния и обстоятельства – всего лишь расстояния и обстоятельства…
Любовь Шабалина