На Никифора-Панкрата лапти плетут
18 февраля – Агафья-коровница, коровятница
«На Агафью коровья смерть ходит» (Даль). По поверью (весьма и весьма разумному), чтобы ее не пустить во двор и предохранить коровушек от падежа, надо «хлев убирать (ну то бишь увешивать) старыми лаптями, пропитанными дегтем», отчего «коровья смерть бежит со двора без оглядки». Не от лаптей, конечно. От дегтя! Так что не горюй, хозяин, из-за отсутствия лаптей – главное, какой-либо дезинфикатор употребить.
Корова была главная кормилица селянина (лошадь – особая статья!). Случайно ли, что только им, корове и лошади, давались имена? А у всех остальных всеобщие клички: у свиней – Хрюша или Хрячок, овцы у нас вот в Аскулах все поголовно Катьки были (неудивительно ли: эти якобы тупицы на «катьку»-то откликались только из хозяйских уст!).
Вот пословицы и поговорки о буренушках:
«Корова на дворе – еда на столе», «Сметанку любить – коровку кормить».
19 февраля – Вукола-телятник
«На Вуколу – начало весеннего отела коров».
Начиная с Вуколы и до Власия продолжался отел коров. Вот уж воистину страда была, особенно для селянок. Помню, все эти несколько дней семья наша как бы на осадное положение переходила. Матушка, бабаня, да и отец по всем ночам во дворе поочередно, как на часах, стояли, ожидая оте-ла. Ох, и хлопотное время то было на селе! Дадут, бывало, разрешившейся коровушке по-матерински любовно дитятку облизать – и, несмотря на жалобный-жалобный рев материнский, сразу же в избу его. Слабенького-слабенького, жалобно-жалобно мычащего. Так и хотелось обнять и расцеловать его! За зиму они так привыкают друг к другу, что свою привязанность (взаимную) сохраняют на долгие-долгие годы. Помню, приехал с Урала в отпуск, так по приходе из табуна наша Жданка (уже как есть матрона!) сразу же подшествовала ко мне. «Гляди-ка, признала!» – подивилась матушка.
21 февраля – Захарий-серповидец
Пророк Захарий в одном из своих откровений видел летающий по воздуху свиток, изогнутый наподобие огромного серпа. Дивуюсь сметливости наших с вами предков-полуязычников: как они ловко привязывали языческих божков с именами христианских святых к своим хозяйственным нуждам!
Захарию Серповидцу селянки-житницы молились, чтобы в летнюю жару им способнее жалось. Это самая трудная работа была для них – целый день, «в три погибели согнувшись», серпом неустанно орудовать. Назубренным-назубренным, ну то бишь своеобразно заточенным.
Однажды тогдашний дедушка Толя на досуге педагогикой занялся, препоручив внукам Илюшеньке и Егорушке зазубрить по серпу. После целого часа их кропотливой работенки интересуюсь у них: «Теперь поняли, откуда школярское словечко «зубрежка» взялось?».
22 февраля – Никифоры-Панкраты
«На Никифора-Панкрата плетут лапти» – таково указание месяцеслова. Самое время, между прочим, для этого приспело. Тимофей-весновей на подходе! Пришел весновей – тут уж будет не до лаптей.
На Никифора-Панкрата
Вся семья стала богата:
Наплел свекор дед Матвей
По две пары нам лаптей.
Для крестьян лаптешечки –
Лучше нет подарка.
В них зимой не холодно,
А летом не жарко.
24 февраля – «Власий – скотий бог, с зимы сшиби рог» (Даль)
В день памяти Власия (Велеса, конечно же), готовясь к весеннему выпасу скота, пригоняли к церкви коров, окропляли их святой водой. Служили молебны, призывая милость этого святого на домашнюю скотину. «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли – играли, а с поля шли – скакали!».
Так и видится мне эта радостная картина: «скачущие», ну то бишь мотающие головами в такт резвым ногам, возвращающиеся с выгона коровы. Вся Нижняя улица нашего села Аскулы повечеру заполнена была ревущим-мычащим коровьим стадом. «Чего это они ревут-то, будто их на бойню гонят?» – «От радости! Мол, встречайте нас, мы по своему двору соскучились!» – с доброй улыбкой ответила малолетнему недотепе бабушка Таня Любимова, наша начетница знатная, тоже встречавшая свою коровку из стада.
Вот степенно-важно шествуют коровы-матроны. Но – в семье не без урода! Как среди женщин наряду со степенными домашними хозяйками встречаются «дикие», так и среди коров диковатые колобродки. Бывало, все уже на нашей улице подоят своих кормилиц-буренушек, молоко процедят и в погреб на лед или в колодец в бидоне в ледянющую воду спустят, а соседка тетя Поля свою «аникину корову» все по селу ищет…
Вот пишу, и самому даже не верится, что такие стада (коровье – голов в сто пятьдесят, а то и все двести, и овечье – чуть ли не тысяча!) в нашем селе пребывали. А ныне вон даже в так называемом перспективном Сосновом Солонце коровки повывелись. А еще чуть более двадцати лет тому назад только в колхозе три огромных стада было, четвертое – телушек-полуторниц и пятое – теляток!
А между тем места для животноводства в Самарской Луке наиблагодатнейшие. Своих пастбищ на суглинках немало (на суглинках-то трава даже в засуху чуть не по пояс!).
Раздел ведет Анатолий Солонецкий