Будет жито – будем жить
12 августа – Сила и Силуян
«Рожь, посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно» (Даль).
Вот одна из самых любимых поговорок крестьянских: «Помирать собирайся, а жито сей!» Сколько в ней обыденной мудрости и необыденного мужества и стойкости русского человека! Сколь далеко вглубь веков и историческую даль ни простирается взгляд, одно и то же видится: не баловала нас, русичей, судьба. В России только 10 процентов сельскохозяйственных угодий в зоне климатического благоприятствования-то находятся. Так что буквально каждое лето на колхозно-совхозных нивах нашей области не просто уборка хлебов, а самая настоящая битва за урожай разворачивалась. И сейчас легкого хлеба не бывает.
«Соль на спине, да снопы на гумне».
«Будет жито – будем жить». Надо ли кому объяснять, что жито и жить – слова однокоренные?
14 августа – Первый Спас – Медовый
У Даля: «Пчела перестает носить медовую взятку» (взяток). А посему совет бортнику и пчеловоду: «Заламывай (ныне: подрезай) соты».
Ну, Медовый Спас – это для верующих пчеловодов (частников). А в колхозе пчеловоды отнюдь не по святцам действовали. Больше того: дату качки меда на колхозных пасеках в строжайшей тайне держали!
Но наша (ребячья) разведка действовала безукоризненно. Уже накануне вечером «из достоверных источников» (сугубо-сугубо законспирированных!) нам было доподлинно известно: завтра с утра на Стрелке или в Анурьевке (у нас две колхозных пасеки было) «будут качать».
Я как-то уже живописал в своем обзоре это воистину «сладостное» событие – качку меда на колхозной пасеке. Но снова потешу себя и своих самаролукских сверстников этими воспоминаниями. На пасеке в этот день непривычное многолюдье. Старший пчеловод мой дед Алексей Яковлевич со своим помощником Евгением Веретенниковым (это на Стрелке) достают рамки из ульев, сподручницы-колхозницы (тоже в масках) снуют с ними туда-сюда. Полные – в пасечную избушку, где вовсю гремит медогонка, а оттуда – с пустыми. А пчелы, пчелы-то как беснуются! А вам бы понравилась такая «экспроприация», чего там: самый настоящий грабеж среди бела дня? Все лето с раннего утра до позднего вечера гоняли-летали за взятком – и на тебе: раскулачивают! Вот уж воистину беснуются, будто роение идет. А мы в кустах на окрайке пасеки затаились, от налетающих и на нас пчел отмахиваемся. Казалось бы, нас-то за что жалить? Но, видимо, нутром чуяли эти самые любимые Божьи твари: неспроста мы тут ошиваемся.
А главный в этой пчелино-людской суматохе дед Алексей, вот хоть евангелие по вечерам в очках читал, а вдаль зоркоглаз был: за всем успевал проследить. И нас своим вниманием не оставил.
– Кормите этих-то, а то слюной изойдутся! – говорит он одной из помощниц, не иначе как по-генеральски повелевающим жестом указуя на нас.
А на следующий, а то и на третий день (с целью «конспирации» на третий-то!) качали мед на Анурьевской пасеке. Четыре километра от села – расстояние ли для легконогой ребятни? Там главенствовали фронтовики дядя Петя Веретенников и дядя Федя Зотов – добрейшей души человек.
И в Анурьевке было все так же, как и на Стрелке (накормили досыта, чуть ли не до отвала!). И даже совет был, только уже от дяди Феди, все тот же: на хлеб, на хлеб налегайте, а не один медок ешьте!
17 августа – Авдотья-сеногнойка
(Отавное сенцо, грешили на нее селяне, мастерица гноить). А еще она – малиновка. Об эту пору поспевает лесная малина. Дюже совратительное дело собирать ее. Зачастую можно и материнский упрек при сборе услышать: «Я смотрю, ты исполу собираешь: одну ягодку в корзину – другую в рот».
И еще одно прозвище в народе у Авдотьи есть – огурешница. Селянки начинали солить огурцы в дубовых кадках, перед этим тщательно-тщательно прожаренных на жарком солнышке. Поленилась это сделать – огурцы затухнут. Не приведи Бог селянке такое!
Примета: «Каково четвертое (по старому стилю) число августа, таков и ноябрь».
18 августа – Евстигней-житник
Жатва в полном разгаре. Но такое вот разделение труда на эти дни: бабы жнут (серпами) и снопы в суслоны ставят, а мужики тем временем озимые сеют.
Поговорки этого дня и этой «двуипостасной» поры:
«Одной рукой жни, другой – сей».
«День прозевал – урожай потерял».
«Каков Евстигней – таков и декабрь».
Пришла пора августовская – пора щедрого воздаяния за майские, июньские и июльские труды.
Это ли не отрада – привезти вечерком домой или посылать в город своим родным и близким дары сада и огорода? А еще отраднее созерцать, как твои детки или внуки прямо с грядки угощаются «молочно-медвяной спелости» огурчиками (а как азартно хрустят они на молодых зубах!) или сочно-ароматными помидорками.
Раздел ведет Анатолий Солонецкий