Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Он Татаров, а не Бэтмен

Не так давно в Ташелке пожар уничтожил частный дом до фундамента. Первым на адрес прибыл местный добровольный пожарный Федор Татаров. И бросился к автонасосу, чтобы подать в очаг воду. Но внезапно застыл, глядя на крыльцо полыхавшего дома. К той минуте вокруг собрались два десятка зевак. Их обывательское любопытство мгновенно обернулось гневом: «Ты чего встал! А ну, туши! Беги, спасай, там человек…» Федор Иванович не поддался эмоциям земляков, хотя видел: отдельные буйные головы приготовились в любой момент сбегать за вилами. До сих пор некоторые косо поглядывают в его сторону. А другие – наоборот, благодарят за грамотный поступок. Впрочем, обо всем по порядку…

Среди всех районов Самарской области именно в Ставропольском самое большое количество добровольных пожарных команд – 25. А населенных пунктов под защитой ДПК – 35. И еще около 50 садово-дачных массивов.

Один, совсем один…

В большинстве сёл дежурят по два-три бойца. А, например, Новую Бинарадку охраняют от бед (и тушат пожары государственной важности) сразу четверо (см. №91 «Ставрополя-на-Волге» от 8 декабря 2023 года). Ягодное и вовсе пятеро. В соседнем Луначарском таких команд вообще две, работают всегда рука об руку, у каждой – по своему пожарному автомобилю, оснащенному богатым набором пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательным инструментом. И везде дежурят посменно: с выходными, отпусками и возможностью уйти на больничный.

ДПК Ташелки выделяется в этом списке. Пенсионер Татаров спасает людей, воюет с огнем, ликвидирует ДТП, да и, положа руку на сердце, выезжает на любые ЧП и нестандартные ситуации один. Чисто формально Федор Иванович на страже происшествий строго по будням с 8 до 17 часов. По факту же доброволец принимает сигналы о помощи круглосуточно 365 дней в году.

К слову, пожилой спасатель в одиночку охраняет не только родную Ташелку. Еще соседние Сосновку, Менжинский, а также Верхний Сускан, в котором есть – как бы – и своя ДПК, вот только зимой она не работает по техническим причинам.

– Был и второй боец. Молодой, подающий надежды. Я думал, ему-то и передам опыт, обучу азам профессии. К сожалению, быстро сбежал, не выдержал. Об этом есть старый анекдот. У начинающего пожарного спрашивают: как ему служится? Тот отвечает: мол, всё отлично, дружный коллектив, взаимовыручка, трехразовое питание. Но, блин, как пожар, так хоть увольняйся! У нас случилось что-то похожее, – рассказал нашему журналисту Федор Татаров, открывая ворота теплого гаража, где хранится и ремонтируется спасательный автомобиль.

Ржавым ведром не вселить надежду

Показывать боевой спецтранспорт Федор Иванович не стыдится. Автор этих строк побывал в большинстве ДПК Ставропольского района и подтверждает: пожмашина в Ташелке и правда входит в пятерку самых приличных из 25 наших добровольных команд.

– На неухоженной, грязной, разбитой технике и самому работать противно. Да и что люди подумают? Представьте: пожар или ДТП. Есть пострадавшие, они ждут помощи и верят в скорое спасение. Какую надежду я могу в них вселить, приехав на ржавом ведре? – объяснил пенсионер-спасатель.

По словам Татарова, в нынешнее состояние – как внешнее, так и внутреннее – пожарный ЗИЛ-131 приводили всем миром:

– Фактически мы из двух разных машин собрали одну нормальную. Лежали под ней днями и ночами – я и механизаторы главного местного сельхозпредприятия «Олимп-Агро». С запчастями, краской и другими материалами очень помог руководитель этого агрохолдинга Николай Леонтьев. Серьезно посодействовала и сельская администрация. Сделали, выгнали на солнышко, посмотрели со стороны, а чего-то не хватает. Взгляд вроде за что-то цепляется, но – непоня-я-ятно…

Федор Иванович рассказал, что недостающий элемент выдал себя на первом же после ремонта пожаре:

– Жаркой летней ночью загорелось поле. Я, понятно, сразу туда. Удивился масштабу и запросил дополнительные силы. Пока ждал помощь из Тольятти, смог самостоятельно погасить открытый огонь. Но сухая трава тлела, надо было ее проливать до последней искры, а у меня вода на исходе. Смотрю на часы – профессиональные спасатели давно уж должны были прибыть… Звоню диспетчеру. Та в ответ: они приезжали, где-то покрутились вокруг села, отчитались по рации, что огонь, дым и машина ДПК не обнаружены. И вернулись обратно. Так правильно! Пламя я потушил, а во тьме августовской ночи с дороги действительно не видно ни меня, ни дыма.

Следующим утром Татаров напрямую обратился к директору «Олимп-Агро»:

– Сказал ему по классике кинематографа. Николай Алексеевич, давай червонец, пожалуйста, синие проблесковые маячки буду покупать! Он мне – и правда, какая пожарная машина без мигалок? Будут тебе мигалки. И вскоре вручил комплект новеньких современных маячков, какие и в городе не на каждой спецтехнике установлены…

А недавно глубокой ночью, когда грянула большая метель, добровольцу позвонили: «Рядом с Ташелкой фура съехала в кювет. Выбраться – никак, он пытался, машина заглохла, топливо есть, но водитель не может завестись, не дай бог замерзнет человек…»

У Федора Ивановича – не буксир и не эвакуатор. Этот автомобиль на профессиональном языке называется не просто пожарным, а пожарно-спасательным. Выезжает только тогда, когда есть реальная угроза жизням людей.

Татаров немедленно прибыл к месту на «боевом коне» и за каких-то 15 минут выдернул из наших ставропольских снегов на дорогу иногородний грузовик. А затем, пока село смотрело добрые сны, вместе с водителем они привели в чувства и аккумулятор. Транзитный автомобиль уехал дальше.

Спас тех, кто угрожал ему вилами

Но, конечно, запомнился пенсионеру-спасателю тот самый пожар в частном доме. Там, напомним, рьяные любители давать советы профессионалам, не разобравшись, искали глазами вилы с прицелом на добровольца, развернувшего пожарные рукава и в последнюю секунду отказавшегося подать воду в очаг.

Жертвой огня тогда стал хозяин избы. Согласно судмедэкспертизе, он погиб еще до того, как очевидцы вызвали спасателей. В морозный полдень погорелец включил самодельный, вне закона, электрический обогреватель, который вспыхнул от скачка напряжения. Мужчина пытался сам потушить пламя, и его убило током.

– Моя фамилия Татаров, а не Бэтмен. И я доброволец, а не супергерой из фильма. Рукав-то я кинул к дому за полминуты и побежал назад к машине включать насос. Схватился за кран, и что-то меня смутило, прямо щелчок в голове. Обернулся – на крыльце оголенный провод. Огонь разгорелся так высоко, что оборвал подвод электричества от ЛЭП к избе. По технике безопасности не имел права начать тушение. А у пожарных – на секунду – все правила и требования написаны кровью. Надо было дождаться, когда бригада электриков отключит всю улицу. И я свой выбор сделал, – уточнил Федор Иванович.

Он замер как вкопанный, крутя головой в поисках «буханки» электросетей. Градус народного возмущения ежесекундно повышало неожиданное обстоятельство: смертельно опасный «конец» под напряжением видел только доброволец.

По-настоящему пенсионер испугался, увидев второй расчет пожарных. Они подъехали к полыхающему адресу с противоположной стороны:

– Часть людей сразу к ним с криками: «Давайте резче, внутри хозяин, а этот… доброволец ничего не делает, трус!» Ребята кинулись подавать на избу свой ствол, и только старший пожарный понял, что я бездействую не просто так. И смотрит на меня вопросительно. Ору в ту сторону: «Напряжение!» Вокруг шум, гам, треск горящего дерева, он не слышит. Я – к нему, тот – ко мне. На полпути встретились, объяснились. Старший остановил подчиненных взмахом руки. И очень вовремя. Бойцы могли погибнуть. Зеваки не понимали, по какой причине все спасатели стоят, и бросились к дому тушить собственными силами. Нам с коллегами пришлось буквально выталкивать очевидцев за ворота, чтобы их не погубило электричество. Хозяина-то уже все равно было не спасти…

Не прояви Татаров профессиональную внимательность, помноженную на опыт, в том происшествии мог погибнуть и он сам, и коллеги-пожарные, и соседи погорельца, которые полезли в пекло поперек добровольца.

Оказалось, некоторые сельчане до сегодняшнего дня так и не поняли, насколько грамотно Федор Иванович оценил чрезвычайную обстановку на месте. Однако большинство тех, кто в час пожарища вспоминал, где лежат вилы, по очереди подходили к сельскому спасателю и жали руку с искренними благодарностями.

Евгений Леонтьев

vesti
26.01.2024