Соль земли
В 1971 году сосновосолонецкий колхоз имени Куйбышева был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Председатель колхоза Федор Булин получил орден Ленина…
Собственно, это было время, когда награды – заслуженные, разумеется – недолго искали своих героев. Это сегодня званий и орденов работники агропрома ждут порой всю жизнь, а тогда их совсем не жалели. Если помните, на заборах и стенах крупно писали: «От каждого по способностям, каждому – по труду». Тем более что к марту 1971 года в СССР был «построен развитой социализм» – так, во всяком случае, было решено на очередном съезде КПСС. Кроме того, к тому моменту, как заявил Леонид Брежнев, в нашей стране «сложилась новая историческая общность людей – советский народ». В справедливости обоих громких заявлений вслух сомневалась разве что горстка диссидентов во главе с академиком Андреем Сахаровым, направившим памятную записку Брежневу. Дескать, все в стране не так: нет гласности, свободы убеждений, свободы выезда из страны и прочих свобод. Другие тихо и горько шутили: «Развитой социализм – это когда без денег еще ничего не дают, а за деньги уже ничего не купишь». Тольятти, например, в 1971-м выступил образцовым примером торжества развитого социализма – «Жигули» сразу попали в разряд дефицита. Однако очевидные успехи Волжского автозавода стали одним из самых веских аргументов для победных заявлений на главном съезде страны…
Не от сохи
До колхоза имени Куйбышева весть о награждении долетела быстро. Ясное дело, в Сосновом Солонце по этому поводу состоялся торжественный митинг. Как сообщали местные газеты, с благодарственными словами в адрес партии и правительства на митинге выступили заслуженный колхозник Р. Приказчиков, бригадир комплексной бригады №2
А. Игнатьев. «Раньше, – говорит он, – мы посылали в Москву на ВДНХ доярку А.М. Дормидонтову с показателями в 1400 килограммов молока от коровы в год. А сейчас в бригаде 16 доярок – трехтысячницы и одна – четырехтысячница. Это ли не свидетельство роста мастерства!».
Не только успехи в животноводстве – отмечены победы хлеборобов колхоза, добившихся в 1970 году высокой урожайности – 26 центнеров с гектара…
Считается, что знаменитый многолетний (с 1961 года) председатель правобережного колхоза им. Куйбышева Федор Иванович Булин – из той самой, морозовской когорты руководителей. Из фронтовиков Великой Отечественной, правда, провоевавших совсем недолго: после ранения и госпиталя был комиссован и служил в Шигонском райвоенкомате. После демобилизации работал в Сосново-Солонецком райисполкоме. С 1950-го, окончив Высшую партийную школу, был на партийных должностях: замдиректора МТС по политчасти, секретарем парткома заводов.
Старики помнят: таким, как пелось в песне, везде была дорога. Правда, не всегда как по маслу: случались и партийные поручения, от которых, что называется, нельзя отказаться – «партбилет на стол» звучало как приговор.
Председателем колхоза имени Куйбышева Булина поставили (везде писали – «избрали») в 1961-м. Прежде, «за все прожитые годы, по-настоящему прикоснуться к земле так и не пришлось, – читаем в книге «Булин Ф.И. Крутые ступени: Записки председателя колхоза (Куйбышевское книжное издательство, 1973). – И вот приходится бросать Жигулевский завод железобетонных изделий… и начинать все заново».
Настороженно встретили очередного партийного назначенца в Сосновом Солонце: «хотя «за» голосовали единогласно, аплодисментов не было»…
«Литературная обработка С.А. Машкова» – отмечено в выходных данных. Это значит, что книгу эту написал профессионал в этом деле – первый главный редактор ставропольской районной газеты Сергей Машков. Обычная практика того времени, благополучно перекочевавшая в нынешние: превращать косноязычные тексты в удобоваримые, попутно умело поэтизировать суровую прозу жизни. Делать это безукоризненно (читай: строго следуя «партийному курсу») могли только профессионалы.
Перу мастера принадлежит и очерк о Федоре Булине (С. Машков. У нас всё от земли // «Ленинский путь», 17 ноября 1972 г.), вышедший под рубрикой «Рассказы о кавалерах ордена Ленина».
Всё лечится
– Булин пришел в колхоз, когда в нем незыблемо бытовало мнение, что сосновосолонецкое поле худородное. На один посеянный колос больше не нажнешь. В райкоме партии рассказывали, что сосновосолонецкую зону называли «жемчужиной», иронизируя по поводу того, что пресыщенная очарованием Самарская Лука не родит хлеба. Принимая хозяйство от своего предшественника, он услышал обнаженную откровенность, что, сколько тут ни старайся, от усердия хоть потом захлебнись, на стремя все равно не выгребешь. Всякий год, когда специалисты готовили району условия соревнования, хозяйства Правобережной Волги оговаривали льготными условиями. Им и урожайность верстали пониже, и продуктивность ферм поскромнее: чего с отстающих спрашивать, – пишет Машков в газете.
«Отставание колхоза перешло в хроническую болезнь. С нею свыклись, а там и смирились», – читаем в книге. Оказалось – всё излечимо.
– Считается, что поднять урожайность, выйти в число передовых хозяйству позволило внедрение новых сортов озимой пшеницы. «Мироновская», «Ильичёвка», «Юбилейная», «Харьковская» – они-то и внесли добрую поправку в характеристику здешних земель, которые теперь нельзя назвать скупыми или худородными. Булин не раз бывал в Мироновском институте селекции, не один час провел в беседах с академиком Василием Николаевичем Ремесло, привозил от него элиту и суперэлиту озимых пшениц. Разводил на полях своего колхоза, не скупился на семена соседям. И везде они получили высокую аттестацию… Эти поездки и проторили прямую дорожку, крепко связавшую российский колхоз с украинским институтом, колхозников с учеными…
Земля ответит
Нужно констатировать: Булин в деле «заселения» ставропольских полей новыми, самыми продуктивными по тем временам сортами пшеницы – не первопроходец.
Помните, да и как забыть: в те басенные времена страна жила от съезда к съезду, от пленума до пленума «руководящей и направляющей». В очерке в рамках этого проекта о событиях 1965 года я писал о последствиях мартовского пленума ЦК КПСС советской деревни. Народ на местах – тёртый, смекалистый, и вот, по поручению обкома КПСС первый секретарь Ставропольского райкома Александр Морозов вместе с председателями двух передовых хозяйств – Николаем Макаровым («Правда») и Семеном Ждановым («Победа») – отправились к именитым отечественным селекционерам, чтобы подобрать урожайные сорта озимой пшеницы. Побывали у знаменитых академиков Павла Лукьяненко и Василия Ремесло. Жданова вполне устроила кубанская пшеница «Безостая 1», Макаров обратил внимание на сорт «Мироновская 808» украинской селекции. «Ею, – писала «Волжская коммуна» 18 сентября 1965 г., – в «Правде» и «Победе», колхозе имени Кирова засеяли десятки гектаров…» В эксперимент включились другие хозяйства, в том числе правобережные.
– Райком партии решил организовать поездку руководителей хозяйств в два колхоза «Правда» и «Победа» – чтобы мы воочию убедились в том, что «Безостая 1» – сорт перспективный и к нему надо приглядываться повнимательнее, – вспоминал Федор Булин. – А заодно познакомились с новым сортом озимой пшеницы «Мироновская 808»… Впрочем, показа и особых объяснений даже не нужно. Посев густой и хлеба высокие, сильные. Сразу видно: быть доброму урожаю…
«И вот ведомая председателем «Волга» носит нас по душному солнцепеку, не минуя ни одного уголка колхозных владений. Федор Иванович… оживляется при виде колосистой холстины. Называет пшеницы «мироновская», «ильичевка», «юбилейная», «харьковская». Они-то и внесли добрую поправку в характеристику здешних земель, которые теперь нельзя назвать скупыми или худородными», – радуется вместе с председателем редактор районной газеты.
Новые сорта плюс рост объемов минудобрений, вносимых в почву, внедрение севооборотов и совершенствование структуры посевов, улучшение обработки почвы – словом, все вкупе, что принято называть высокой культурой земледелия, сыграло на результат.
«Освобождаясь от омертвления, земля набирала силу, отвечая на радение хлебороба богатой жатвой», – пишет Машков. Прошло не так много времени, и слава об этом некогда «ущербном уголке… разошлась по всему Заволжью»…
Не первопроходец, конечно, но не всем же быть первопроходцами. В интервью для моей книги «Макаров» ветеран ставропольского агропрома Иван Гурьянов охарактеризовал Булина как яркого представителя и даже лидера особой группы председателей легендарного «морозовского призыва» – руководителей «осмотрительных, несуетливых, упорных в решении стоящих задач». А на таких в первую очередь земля держится.
—
1971-й
25 февраля в Тольятти открылся роддом Баныкинской больницы на 120 коек и 90 коек патологии беременности.
24 марта принята в эксплуатацию первая очередь ВАЗа по выпуску 220 тыс. автомобилей в год.
30 марта – в Москве открылся XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза.
1 апреля – из публикации в эмигрантской газете «Новое русское слово»: «Несмотря на то, что в своей 6-часовой речи первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, между прочим, вскользь осудил культ личности… лучшие представители советской интеллигенции обеспокоены все более явственно проступающими признаками возрождения сталинизма в стране».
5 апреля – первому генеральному директору ВАЗа Виктору Полякову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
20 апреля – звания Героя Соцтруда удостоен начальник Куйбышевгидростроя Николай Семизоров.
30 июня вследствие разгерметизации спускательного аппарата погибли космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.
11 сентября скончался бывший Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев.
16 декабря Тольятти и Волжский автозавод посетил председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин.
—
Из наградного листа от 20 марта 1946 г., подписанного военкомом Шигонского района:
Ст. лейтенант Булин Ф.И., являясь командиром танковой роты 95 т.п. 48 т.д. Калининского фронта, в боях за город Великие Луки 18.07.41 года при отражении атаки противника был тяжело ранен в руку. После чего был направлен на лечение в эвакогоспиталь №3274 город Ульяновск, где находился до 5.3.42 года. В настоящее время тов. Булин по состоянию здоровья ограниченно годен к службе… и находится на военной службе при Шигонском райвоенкомате Куйбышевской области.
Тов. Булин достоин награждения за ранение орденом Отечественной войны I степени.
(Награжден орденом Красной Звезды. – Прим. ред.)
—
Появлением на наших полях таких озимых и яровых пшениц, как «мироновская-808», «юбилейная», «лютесценс-39», «саратовская-36», «скала», мы обязаны пытливому исканию руководителей и специалистов колхозов «Победа», «Дружба», имени Куйбышева, совхоза «Жигули» и других.
Руководители наших хозяйств считают своим большим другом душевного человека, с мировым именем ученого, академика П.П. Лукьянченко (правильно – Лукъяненко Павел Пантелеймонович. – Прим. ред.). Не раз наши делегации посещали ученого, уезжая от него полными интересных мыслей, добрых советов, пожеланий. Он пристально следит за нашими делами. Мы не теряем из поля зрения его поиски. Уже имеем его последнюю новинку – озимую пшеницу «лютесценс-39». Можно привести немало и других примеров плодотворной связи нашего района с учеными страны. Главное — она существует, год от года становится теснее, и результаты очевидны на полях…
Александр Морозов. Ставропольская нива // «Ленинский путь», 28 марта 1971 г.
—
Каждого въезжающего село встречает строгим сооружением, на котором утвержден орден Трудового Красного Знамени – державный знак высоких заслуг здешних хлеборобов… Возле колхозной конторы в штакетном палисаднике невообразимой палитрой красок жарко горят цветы. Из этого духовитого разноцветья высится чеканная фигура В.В. Куйбышева, чье имя бережно носит колхоз…
Сергей Машков. У нас всё от земли // «Ленинский путь», 17 ноября 1972 г.