Корни Павла Атанова
Любим мы апеллировать к «дедовским методам». Где-то это уместно, но не в нашей профессии. «С лейкой и блокнотом» – хорошо, но еще лучше – с диктофоном или видеокамерой. Разве заменит что-то живые воспоминания, записанные на пленку или цифру? Манера речи, эмоции, интонации, полутона – как без них?
Вот о чем подумал, переводя в текст аудиозаписи интервью и рабочие съемки к телепроекту «Половина века» (Тольятти, «Лада ТВ», 2004 год) – беседы разных лет с ветераном Куйбышевгидростроя, бывшим первым секретарем Ставропольского райкома ВЛКСМ Павлом Атановым.
Комсомольцами не рождаются
Павел Федорович – действительно живая легенда ставропольского комсомола. Несмотря на возраст (только что ему исполнилось 90 лет), он, похоже, живет как в той песне: «не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым». Наверняка многие помнят его пламенную речь на районном форуме, открывшем череду праздничных мероприятий к 100-летию комсомола…
«Родился комсомольцем» – говорят в таких случаях. Сдается мне, не рождаются ими на самом деле – становятся.
– В 1952 году я окончил среднюю школу в Сергиевске, – рассказывает Атанов. – Тогда агитация и пропаганда работали мощно. Заканчивался Волго-Дон, шло строительство Куйбышевской ГЭС – в стране занимались преобразованием природы. В связи с этим Куйбышевский сельскохозяйственный институт был переименован в Куйбышевский инженерно-мелиоративный, и я туда поступил. Мы уже были на 4-м курсе – стране потребовался крутой подъем сельского хозяйства. Институт опять стал сельскохозяйственным, и нас переименовали – в механизаторов сельского хозяйства…
О том, куда пошлют молодого специалиста, Атанову гадать не пришлось: в облисполкоме, куда пришел за направлением, встретил директора Ташелкской МТС Василия Степановича Жукова, и вопрос был решен.
– Тогда еще ремонт вели в церкви. Застекления не было, сквозняки – жуткое дело, – вспоминает Павел Федорович. – Спасибо Семену Митрофановичу Жданову, который сумел вовремя доказать необходимость машинно-тракторной мастерской, ее построили, и я как раз приехал к открытию.
Атанов уверяет, что не знает, почему на него обратили внимание партийные кадровики. Сам он хотел работать по специальности, работа на производстве устраивала полностью, и потому каждому новому назначению по комсомольско-партийной линии противился. «Я ни в какую», – повторял он. Так было и когда в 1958-м «избрали» первым секретарем Ставропольского райкома комсомола. Но пришлось согласиться.
Ключевые фигуры
Павел Федорович любит вспоминать о комсомольской юности.
– Когда работал в райкоме, мы очень дружно жили с комитетом комсомола Куйбышевгидростроя и горкомом комсомола. Лидерами ставропольского комсомола, конечно, были Михаил Вышинский и Борис Кашунин (см.: Неизвестный Кашунин // «Ставрополь-на-Волге», 11 января 2022 г.). Вот вы понимаете, сколько лет уже нет Кашунина, но до сих пор в день его рождения мы все собираемся, вспоминаем. Он был секретарем парткома стройки, они с начальником КГС Николаем Федоровичем Семизоровым работали, по-моему, душа в душу: Борис заложил настолько богатые традиции простой человеческой дружбы, что они живы до сих пор. И Миша Вышинский… Несмотря на то что он далеко пошел – был секретарем ЦК компартии Узбекистана, потом начальником отдела кадров министерства юстиции СССР, – тоже отдавал душу дружбе…
И Атанов наверняка мог и дальше пойти по комсомольской, потом по партийной линии, но решил: не его это дело.
– Прошло почти четыре года, жене пора идти рожать – ну и мне уже пора в комсомоле-то закругляться, – рассказывает он. – Договорился, подобрал себе замену – Клавдию Михайловну Гордееву (нашел ее в совхозе Луначарского, учительницей там была)…
«Партия» настаивала, чтобы перспективный молодой специалист продолжил карьеру инструктором в райкоме. Но у него были другие планы.
– Я уперся. Пошел к Александру Максимовичу Морозову – он не отпускает. Поехал в обком – не отпускают. Я решил стоять на своем. Насилу отпустили. Тут же, в ноябре 1961-го, я поступил участковым механиком в управление механизации КГС.
Затем направили главным механиком в СМУ-4 спецработ, которым руководил знаменитый строитель Николай Сергеевич Комаровский. Коллектив СМУ-4 местные газеты называли в числе подразделений КГС, которые «особенно хорошо поработали на сельских стройках». И тольяттинский стадион «Строитель», на базе которого создавалась знаменитая тольяттинская школа спидвея, в 1965 году построили они. Серьезно потрудились спецстроевцы и на сооружении троллейбусных линий в Ставрополе (первый троллейбус пущен в январе 1966-го). Первая очередь Ставропольской оросительной системы и первая дорога на строительную площадку Волжского автозавода – тоже дело рук СМУ-4.
Был и малоизвестный эпизод в трудовой биографии Атанова: два года он отвечал за строительство пруда-охладителя Курской атомной станции как представитель подрядчика…
«Что тут за Вьетнам?»
– Сейчас я занимаюсь корнями: откуда же вышел? – рассказывал Павел Федорович в ноябре 2022 года в интервью для моей будущей книги об истории Куйбышевгидростроя. – Мои предки – переселенцы из Курской области. Это были так называемые государевы крестьяне-однодворцы. Оттуда переселяли их сюда для охраны границ… Корни – там.
Заговорил он о корнях, когда речь у нас зашла об одном из самых трагичных периодов новейшей истории – ликвидации «неперспективных» деревень…
Тема родилась неспроста. В домашней библиотеке Атанова, не знаю какими путями, оказалась моя книга «Макаров», в которой упомянут и он. Как раз в связи с теми событиями.
В конце семидесятых («а время-то голодное начиналось») – излагает Атанов свою версию, он, в то время начальник управления малой механизации КГС, искал землю под дачи для своих работников. Место в районе поселка Сокол, где было отделение колхоза «Правда», приглянулось ему еще со времен работы в Ташелкской МТС: «Луга, пригорок, на пригорке лес закрывает от северных ветров, чудесные родники. Словом, всё было для того, чтоб жить, пчеловодством заниматься».
Получив отказ, Павел Федорович стал «искать счастье» в окрестностях Кирилловки – там, на месте «неперспективного» села Ивановка, и организовали дачный массив. Тем более что, как и три «правдинских» поселка, Ивановка попала под раздачу – стала жертвой все того же безумного решения о ликвидации.
– Мы с Морозовым дважды были там на собраниях колхозников, – рассказывает Атанов. – Как раз собирались выполнять решение переселить Ивановку в Кирилловку. Со сказочных мест – на пыльные бугры! Я говорю: «Не переезжайте, построю дорогу, сделаю плотину (и сделал!). Нет, переселили. А потом мы объявили субботник, привезли бригаду бульдозеров, бригаду скреперов, автокраны, грузовики – за два дня от деревни осталась одна пыль. Всё снесли, печки закопали. Морозов приехал ко мне на дачу: «Что тут за Вьетнам?» А там двигатели ревут, дым коромыслом…
…Так вот, про корни. По словам Павла Федоровича, губернатор Курской области – исторической родины Атановых («помню, когда курировал работы на Курской АЭС, стал знакомиться со списком работников станции – так там полконторы Атановых») – нынче делает всё, чтобы оживить разрушенные поселки. Знает Павел Федорович об этом, поскольку звонит время от времени на родину предков – интересуется, как деревня живет. Наверное, идея у курского губернатора благая – но…
– Ну ты построишь там что-то – но крестьян-то ты уже не построишь! А из горожанина крестьянина ой как сделать трудно…
То-то и оно.
P.S. «Вы еще спросите у Атанова, как они царицу полей – кукурузу – при Хрущеве внедряли, он как раз в это время секретарем райкома комсомола был», – нацеливала меня ветеран КГС Наталья Владимировна Антонова. А что кукуруза: прижилась ведь на наших полях, царствует себе. Но спрошу как-нибудь, бог даст.
Сергей Мельник
—
«Как Ивановку переселяли – кошмар… Хорошая деревушка была, крупная довольно. Там и магазин, и школа, и фермы – всё нормальное было. Отвели земли. Вижу, переселение не отменит Морозов, не имеет права – политика партии такая, что тут сделаешь? Люди не хотят уезжать. Сначала убрали школу, потом – фермы, потом закрыли магазин. Всё. А дальше – как жить людям? Работать, учить детей негде, продуктов не купить. И люди поползли кто куда. Причем мы уже оформили дачи, начали покупать их дома. Они сообразили: в то время дом с участком стоил 500-800 рублей, им «Госстрах» страховал по 3000. Приезжаешь – дом сгорел».
(Из интервью с П.Ф. Атановым, 15 ноября 2022 г.)
—
Павел Федорович Атанов родился 23 июня 1934 года в селе Сидоровка Сергиевского района Куйбышевской области. В 1957 году окончил Куйбышевский сельскохозяйственный институт. С 1958-го – первый секретарь Ставропольского райкома комсомола. С 1961 года инженер-механик в Управлении малой механизации (УММ), с 1963-го – главный механик СМУ-4 КГС. С 1966 года – главный специалист на возведении Асуанской плотины в Египте. С 1969-го – главный механик треста «Спецжилстрой», с 1977-го – начальникк треста «Строймеханизация». С 1984 года – директор УММ. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями.