Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Из-за острова на стрежень

Картина Василия Сурикова «Степан Разин»

Говоря о фольклоре и мифах Самарской Луки, никак нельзя обойти одного из главных героев. Это реальный человек, живший в XVII веке, но с тех пор его личность обросла таким количеством историй, что трудно разобрать, где правда, а где вымысел.

«Фантастичен, как сам волжский народ»

В середине XVII века в России вспыхнуло восстание под предводительством донского казачьего атамана Степана Разина. Человек он был сам по себе интересный и харизматичный – много путешествовал, знал несколько языков, славился волевым характером и широким кругозором, умел держать казаков в повиновении.

Разбойники спустились по Волге в Каспий, повернули на восток и вошли в Яик, ограбили крепость и поделили добычу. Окрыленные успехом, двинули к персидским берегам, вволю порезвились и там. Персидскому шаху это крайне не понравилось, он пытался бороться с налетчиками, но без особого результата.

Отягощенные награбленным, разинцы направились домой, остановившись на некоторое время в Астрахани и якобы даже «повинившись» за самовольство перед властями.

Говорят, на обратном пути Разин и утопил в Волге некую пленную красавицу, так как дома его ждала законная жена. Впрочем, достоверных сведений об этом нет.

Весной следующего года Разин опять повел свою «вольницу» вниз по Волге, заодно агитируя местных жителей присоединиться и вместе «мирских кровопивцев выводить». Тяжелые купеческие суда, встречавшиеся на пути, немилосердно разграблялись. Восставшим удалось взять Саратов и Астрахань, а вот Симбирск устоял. Туда пришло подкрепление из правительственных войск. Разин был ранен и бежал на Дон. Там его вместе с братом Фролом схватили, доставили в Москву и казнили.

Вот, собственно, и вся историческая основа. Никакого альтруизма, никакой раздачи золота беднякам, разве что в виде «рекламной акции», но это тоже неточно. Вот что удивительно – ни один из предводителей восстаний не мог и не может сравниться с ним по популярности. Ни об одном из крестьянских и казацких вожаков не было сложено столько легенд и преданий, сколько о Разине. Особенно, конечно, у нас на Волге.

Юрий Рощевский полагает, что фольклорный Разин очень близок духу волжан. «Он столь же благороден, противоречив, вольнолюбив, полинационален и фантастичен, как сам волжский народ», – пишет Юрий Константинович в своем сборнике «Народная проза Самарской Луки».

Моральный кодекс разбойника

Надо сказать, что к разбойникам из разинской «вольницы» местные сказители относились без особого пиетета и героями-защитниками их не считали. О похождениях разбойников на Самарской Луке рассказывают буднично, никого не обвиняя, не расхваливая и не защищая. Как о своих людях. Гуляли? Бывало. Грабили? Что ж, не без того. И не только купцов. Случалось, и местных баб пугали: «Приходят за хлебом и просят кусочек… И давали. «Не трог, пусть съедят, Бог с ними, лишь бы нас не трогали!» – якобы говорили между собой крестьяне.

Сам героический «гоп-стоп» крестьяне осуждали, хотя и не категорично, философски. Все люди, мол, грешны. А как иначе объяснить появление легенды о загробных мучениях Разина?

Дело было так. Однажды ссадили на берег больного бурлака, он пошел искать пристанища в глухом лесу и набрел на хижину. В хижине был старик, он приютил путника, но предупредил, что будет страшно. Ночью налетела нечистая сила и стала зверски мучить хозяина избушки. Под утро кошмары прекратились, а старик сознался: он – Степан Разин, осужденный за грехи на вечные муки. Участливый бурлак согласился помочь страдальцу отмолить грехи, но из этой затеи ничего не вышло. Так Разин и мучается, заключается в повествовании.

Помимо грабежей, сказители приписывали Разину и другие грешные деяния. И среди них – любвеобильность. Впрочем, здесь Разин старался быть честным – на одной из девушек он якобы даже женился, но потом «отпустил» ее с ребенком обратно к отцу, снабдив богатыми «отступными». Есть сказание о том, что он украл купеческую дочь, а уж близких знакомств с хозяйками, у которых столовался, вообще не счесть.

Биография с географией

«Заговоренный лом». Рисунок Игоря Дубровина

Биографию для Разина тоже сочинили новую. По текстам выходит, что его усыновили разбойники и, естественно, воспитали в своих традициях. А вот атаманом он стал своими силами. Для этого Разин победил чудовище волкодира, нашел в его внутренностях волшебный камень, с помощью которого можно было «узнать все на свете». Понятно, что человек, обладающий таким «гаджетом», сразу построил себе карьеру.

В другом тексте говорится, что он был необыкновенно хитер и без всякого камня. Например, по просьбе самого царя сумел снять крест с колокольни и тут же укрепить его обратно – и это на виду у двух рот солдат! За это якобы царь пошел на заключение с разбойником договора – тот получал право грабить купеческие суда, но не трогать «казенные».

Разину приписали двух сыновей, Афанасия и Ивана (они продолжили семейные традиции и тоже стали разбойниками), а также долгую жизнь. Якобы умер он в возрасте почти ста лет, после чего труп провалился под землю.

Не менее фантастичной выглядит и география похождений Разина. Хотя в легендах есть отсылки к реальным точкам (города Саратов и Симбирск, гора Лепешка, Молодецкий курган, Бахилова Поляна), но речь идет, скорее, об их образах в народной фантазии. Так, в зимнем укрытии Стеньки под Бахиловой горой якобы «висят бочки, полные золотом»; они привязаны к потолку цепями». Причем бочки эти защищены какой-то очень суровой «сигнализацией»: «один из крестьян села Александровка задумал сходить сюда, спроведать зимовье и найти клады Стеньки Разина. И пошел. Только ступил ногой в зимовье – так сразу и обезножил. Нога отнялась у него, и никакого клада он там не нашел». Примерно такие же сюжеты есть и о пещерах, связанных с именем Разина. Правда, размеры подземелий в легендах увеличиваются до десятков километров.

Не счесть алмазов в каменных пещерах…

О кладах скажем особо. Это, вероятно, один из самых излюбленных сюжетов о волжской вольнице, не считая казни персидской княжны. Если верить сказаниям, Разин закопал несметные сокровища чуть не под каждым камнем Луки. Известны, например, истории о кладах на горе Лепешке, на Молодецком кургане, в Уркино.

На Лепешке Разин якобы зарыл два ведра золота, а сверху положил железный лом. Если кто клад найдет, главное – не пошевелить этот лом, иначе беда будет. Что ж, о сигнализации тогда еще ничего не знали, но, как видите, уже мечтали.

С Молодецким курганом еще сложнее. Там Разин закопал ни больше ни меньше золотую лодку, нагруженную сокровищами. Под тяжестью груза она даже плыть не могла, так что зарыть ее пришлось поневоле. Но вот один интересный момент. Сказители заявляют, что, помимо традиционных злата-серебра-самоцветов Разин спрятал в лодке некие «свитки». Надо понимать, под свитками подразумевались носители информации. Вот скажите, мог ли неграмотный земледелец видеть в бумажках (или берестяных грамотах) ценность, равную алмазам и рубинам? Хотя кто знает…

По другой версии, на Молодецком кургане, на самой вершине, Степан спрятал вовсе не лодку, а свою трубку. Золотую, конечно. В ясный день можно увидеть, как она курится из-под земли. Хотя, возможно, это просто туристы костер не потушили.

В любом случае «атаманы разбойников знались с чертом. Поэтому на свои клады они накладывали страшные заклятия», – предупреждают сказители. Лучше эти клады не трогать.

Кто у нас муж Волги?

«Трубка Степана Разина». Рисунок Игоря Дубровина

И здесь мы подходим к самому главному. В представлении жителей Самарской Луки Разин предстает могучим волшебником, чародеем и магом. Об этом можно догадаться уже по вышеупомянутым сюжетам. Есть и более впечатляющие.

В двух сказаниях говорится, что атаман сделал корабль из обычной кошмы. Разбойники сели в него и поплыли навстречу приключениям.

Еще одна легенда рассказывает, как Разин сумел сбежать из тюрьмы. Очень просто: нарисовал на полу лодку и уплыл на ней.

В Ширяеве бытует предание о рыбаках, которые увидели на волнах чью-то шляпу. Оказалось, что это Хозяин Волги идет по дну и проверяет, все ли в порядке в его владениях. Сказители прозрачно намекают, что это Стенька Разин, но уже не просто чародей, а сверхъестественное существо, дух.

А в легенде о княжне Волге в открытую говорится, что у нее муж есть, и это не кто иной, как… Ну, вы догадались. Благородный разбойник был казнен, и Волга печалится и кручинится о его потере.

Так что кем бы ни был атаман Разин – разбойником, хитрецом, защитником или грешником, – для народа он навсегда любимый герой, уважение и память о котором куда крепче, чем об иных правителях.

В статье использованы материалы книги Ю.К. Рощевского «Народная проза Самарской Луки».

Лидия Любославова, старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея

vesti
10.09.2024