Огнеборцы Ставропольского района работают в авральном режиме: полыхают дома и природа
Будни спасателей: на каждый пожар – по пять часов
Из-за устоявшейся теплой и сухой погоды, которую сопровождает сильный ветер с порывами до 20 метров в секунду, районные спасатели вместе с сельскими добровольными пожарными и коллегами МЧС России трудятся в авральном режиме. Одновременно с природными пожарами в наших селах полыхают и жилые дома…
Боевые расчеты фактически каждый день мчатся с одного чрезвычайного происшествия на другое, едва успевая заправить спецмашины водой между вызовами. В отдельных случаях воюют с огнем по пять-шесть часов, а где-то сталкиваются с неожиданными препятствиями.
Например, только за один день, 1 октября, сотрудники пожарно-спасательного отряда №30 отработали шесть пожаров. В ЖК «Ладья Благополучия» на окраине Ягодного из-за короткого замыкания на трансформаторной подстанции сгорел сарай. Его незрячая хозяйка, к счастью, не пострадала.
Чуть позже в Валах вспыхнули пиломатериалы на складе площадью 150 квадратных метров. На тушение объекта у спасателей Соснового Солонца и Жигулевска ушло около пяти часов.
Еще больше пугает огненная статистика прошедшей недели: 21 пожар, из них 10 – природные.
Один из характерных природных случился возле Верхнего Санчелеево между садоводствами «Вишняки» и «Санчелеево-13». Там на границе СНТ загорелась сухая трава на трех (!) гектарах. По словам заместителя начальника ПСО №30 Якова Короля, по вине дачников огонь мог уничтожить целый массив:
– Наши бойцы не могли пробраться к основному очагу пожара, проезды между участками густо заросли деревьями, за их состоянием никто не следил уже давно, хотя в обязанности председателя любого садового товарищества, как и самих садоводов, входит расчистка и надлежащее содержание пожарных проездов и территории вокруг водоисточников – гидрантов или пожарных водоемов. В результате вместо того, чтобы сразу приступить к тушению, спасатели сначала достали бензопилы и долго пробивали себе путь сквозь заросли. Если бы трава полыхнула не по краю СНТ, а где-нибудь в центре массива, то однозначно пострадали бы дома, и не один.
На борьбу с огнем у Верхнего Санчелеево бойцы потратили шесть часов и столько же – на пожар в селе Мусорка, где на улице Лесной у 85-летней пенсионерки сгорел частный дом и надворные постройки. Пожилую женщину успели эвакуировать.
Вновь, как и летом, крупный пожар произошел на бывшей городской свалке рядом с селом Узюково. Там пожарные работали тоже примерно пять часов. Загорелся участок полигона с твердыми бытовыми отходами на площади 100 «квадратов». Кстати, за эту свалку, которая еще несколько десятилетий назад стала головной болью спасателей Ставропольского района, отвечает Тольятти, как объяснил газете командир 30-го отряда Противопожарной службы Самарской области Виталий Паймеев:
– Хозяин там действительно город. В адрес нашего отряда из всех инстанций регулярно летят острые стрелы – а что происходит, почему не принимаются меры, по каким причинам полигон открыт всем ветрам и посторонним людям? Ответы же на эти вопросы знают только в администрации Тольятти. Есть еще момент. Свалка давно не действует, но все равно разрастается, каждый раз мы фиксируем новые кучи мусора. Нужен постоянный контроль, рейды, патрули. Как временная мера до рекультивации – забор и камеры видеонаблюдения, чтобы не допускать людей и выявлять злоумышленников. Конечно, переговоры с городскими властями ведутся, они адекватно оценивают ситуацию, но…
Евгений Леонтьев, Елена Бородина
Отворяй – беда пришла
Большая беда пришла в соседний Сызранский район, где четыре дня горел памятник природы «Рачейская тайга» около села Смолькино.
События развивались с бешеной скоростью. Уникальный реликтовый лес загорелся в субботу, 28 сентября. Сообщение о низовом пожаре в 44-м квартале Рачейского лесничества поступило в 13.33. К концу дня его площадь составляла уже 57 га, к тушению были привлечены более ста человек и 38 единиц техники.
На следующий день, как и все последующие, пожар продолжил свое шествие по уникальному лесу. Официальные службы и министерства давали сухие цифры, в то время как социальные сети пестрели эмоциями и рассказами очевидцев, которые собирались в малые группы со всех уголков Самарской области и приезжали тушить пожар подручными средствами кто чем мог. Поначалу огнеборцы разворачивали волонтеров домой, боясь взять ответственность за чужие жизни, а потом стали брать их с собой, понимая, что каждая пара рук в такой ситуации – на вес золота. Вот что сообщал в соцсетях один из очевидцев:
«Сегодня утром узнал, что горит рачейский лес, красивейшее место. Собрался, взял троих друзей, прыгнули в машину и полетели. Доехали до первой локации. Земля дымит. Сосны у подножия – с углями в коре. Коптят. Умирают. Тысячи сосен… И если каждую сосну расчищать, то лес можно сохранить. Начали расчищать. С собой 10 канистр воды. Спустя пару часов в дыму решили двинуть дальше. Вода уже закончилась, обувь закончилась, поехали в сторону пожаров крупных. В какой-то момент оказались в глубине леса с группой пожарных – крутые мужики. Лес разгорался. Пытались остановить как могли. Парни выдохлись. Поехали за помощью, подключились новые силы. Тушить лес невероятно сложно! Отсутствие дорог, дым, усталость, но, глядя на трех пожилых мужиков-пожарных, становилось бодрее».
Ближе к вечеру второго дня прилетел вертолет с водосливным устройством, за шесть ходок сбросил на горящий лес 30 тонн воды. Но они – как капля в море. Пожар продолжал разрастаться. Тушили его в сложных условиях – засуха, ветер, очень сильная задымленность, труднодоступная местность. Площадь, пройденная огнем, за сутки увеличилась до 150 га. К месту тушения стягивали все новые и новые силы. В Сызранском районе объявили режим ЧС.
В понедельник на оперативном совещании в правительстве Самарской области вопрос о тушении пожара поднял губернатор Вячеслав Федорищев. Площадь, пройденная огнем, составляла уже 288 га. Глава региона дал поручение немедленно сформировать специальную комиссию, скоординировать действия ведомств, разобраться в причинах возникновения пожара и проработать допущенные ошибки.
К вечеру, по данным Минсельхоза, масштаб катастрофы достиг площади 469 га. МИ-8 продолжал совершать вылеты, в общей сложности сбросив на рачейский лес 126 тонн воды. Пожарные выбивались из сил, но продолжали борьбу с огнем. Неравнодушные жители все приезжали и приезжали. Пускали не всех. Еще из рассказов очевидцев в соцсетях:
«Всем, кто уехал и не смог принять участие в тушении пожара, большие сожаления. Но большинство же приехавших добровольцев вполне активно тушили. Бедные пожарные. Усталость, разные смены. Знаю человека, который сутки тушил. Проблемы со связью, с рекогносцировкой и очень много дыма».
Вечером первого октября первый вице-губернатор – председатель правительства Самарской области Михаил Смирнов сообщил: «Сегодня к тушению огня привлекли два самолета, благодаря чему в настоящее время пожар локализован. Завтра рассчитываем на полное завершение работы».
И вроде можно было бы вздохнуть спокойно, но впереди еще теплый октябрь, как прогнозируют синоптики, а значит, народ снова потянется в леса. И дай бог, чтобы последствий у этих вылазок не было.
Оксана Белова