«Ставрополь-на-Волге» вышел в рейд с судебными приставами района
1 ноября судебные приставы России в 15-й раз отмечают профессиональный праздник. Дата утверждена указом президента Владимира Путина. «Ставрополь-на-Волге» вышел в рейд с приставами нашего района и узнал, с какими видами долгов чаще всего работают сотрудники ФССП и как красивый госномер на автомобиле может сыграть с его владельцем злую шутку, даже если тот никому и ничего не должен.
Знак «666» на борту у него…
Совместные рейды районные приставы и их тольяттинские коллеги проводят еженедельно, а иногда и чаще. На этот раз они встретились на въезде в город у границы двух муниципалитетов. Пронизывающий октябрьский ветер, трескучий февральский мороз или зной июля – судебный пристав-исполнитель Евгения Абрамова за 11 лет службы уже привыкла, что вечер пятницы, когда большинство людей спешат с работы в предвкушении отдыха, она проводит в суровых погодных условиях. Поймав вопросительный взгляд журналиста, Евгения Евгеньевна сразу объяснила, что за странный прибор ставят возле обочины ее коллеги:
– Специальная камера, которая мониторит поток транспорта. Считывает номерные знаки и автоматически «пробивает» автовладельца по базе должников. Если водитель там есть, чуть дальше по трассе машину останавливает сотрудник Госавтоинспекции для проверки документов. А затем подключаемся мы.
Красивые цифры госномера – например, три тройки, три шестерки и так далее – могут поставить хозяина авто в неловкую ситуацию. Такие таблички часто кочуют от человека к человеку, от машины к машине, и на прежнем владельце запросто может висеть долг, а в систему еще не подгрузилось свежее обновление.
Первым полицейские остановили видавший виды отечественный грузовой фургон, выпущенный аж в конце девяностых. Водитель Алексей задолжал банку около двух миллионов рублей и честно признался:
– Какое-то время назад брал кредит, в срок погасить не смог, от своих обязательств не отказываюсь и в следующем месяце начну возвращать деньги равными долями. Занимал на развитие бизнеса, но прогорел и долго сидел без работы. Сейчас трудоустроился на стабильную должность в компанию по грузоперевозкам, зарплата достойная, думаю, в течение года закрою кредит.
«Забыл, закрутился»
Пока коллеги Абрамовой заполняли с шофером необходимые документы, старший лейтенант внутренней службы объяснила газете:
– Долги перед финансовыми учреждениями занимают первое место по количеству исполнительных производств на нашем столе. Затем идут налоги и штрафы по линии ГАИ. Надо понимать: мы – уже последняя инстанция, до передачи материалов в ФССП люди неоднократно проигнорировали уведомления и требования об оплате. То есть знали о задолженности и сознательно тянули время. Однако возврат займов – не первая строчка по важности для отделения судебных приставов Ставропольского района.
– Разве взыскиваете долги не по очередности поступления к вам документов?
– Да, стараемся в порядке очереди, но некоторые производства отрабатываем в режиме «срочно», двигая остальное на потом. Например, в отношении тех, кто в силу возраста и социального положения не способен самостоятельно защитить свои права. Из этой серии – долги по алиментам, уголовные штрафы, ущербы от преступлений.
Если в ходе такого рейда судебным приставам попадается совсем злостный должник, который длительно и последовательно игнорировал требования об оплате, того ждет незавидная перспектива – арест автомобиля и штрафная стоянка. Причем у владельца машины есть всего несколько дней, чтобы погасить задолженность и вернуть свое имущество до того часа, как его выставят на реализацию. Впрочем, это уже крайняя мера и большинство людей оплачивают долги либо на месте, либо на следующие сутки. «Забыл, закрутился» – так двумя словами можно охарактеризовать эту группу.
Научилась разбираться в людях
По словам Евгении Евгеньевны, не всегда получается оперативно закрыть исполнительное производство, хотя и очень хочется:
– Сейчас в отделении судебных приставов Ставропольского района не одна тысяча материалов о взыскании. И при всем желании, даже если каждый день оставаться на рабочем месте сверхурочно, быстро взыскать не получится, мы – живые люди. По этой причине и приходится выбирать, чем заняться неотложно, а что может и подождать немного. Но никто не унывает, все равно трудимся на совесть, сколько хватает сил.
Высших учебных заведений, где специализированно готовят кадры для ФССП, в нашей стране немного, и все они далеко от Ставропольского района. Так что в службу судебных приставов сотрудники не всегда приходят целенаправленно, порой – волею случая. Евгения Абрамова, кстати, по диплому экономист и до окончания вуза даже предположить не могла, что свяжет жизнь с профессией пристава-исполнителя:
– Вместе с экономическими дисциплинами нам преподавали и делопроизводство. То есть получила ровно те навыки, которые так важны на нынешней службе. Отправила резюме в разные места, в основном государственные учреждения, и вскоре из ФССП перезвонили: «Вы подходите, приглашаем!» Прошел год, потом три, затем пять, и вот уже 11 лет… Не думала, что затянет так надолго. Да, работа часто неблагодарная, однако коллектив сложился отличный, и за время службы я научилась неплохо разбираться в людях. Ведь у каждого, к кому мы приходим с исполнительным производством, своя история. Похожие – бывают, одинаковых – нет. Есть те, кто не может заплатить потому, что попал в трудную жизненную ситуацию, а не «из принципа», и наша задача выслушать и взвесить все аргументы, найти индивидуальный подход.
Василий Лаптев