Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

«Кланяюсь в пояс!»: доярка спасает мохнатых солдат

Доярка из Жигулей Елена Бояркина шьет и отправляет штабелями на фронт бронированные костюмы. Уже 157 комплектов и 628 предметов. Но не солдатам, которым «броников» пока хватает, а их четвероногим помощникам. Многие добровольцы Ставропольского района пытались мастерить надежную защиту собакам, да быстро сдулись. Суровый и неподатливый материал сдюжила единственная пенсионерка. Не забывая параллельно пахать на огороде, ухаживать за двумя больными стариками, заботиться о девяти кошках и собаках, воспитывать четверых внуков.

В зоне СВО лучшие друзья человека первыми идут в незнакомую местность и гибнут от минно-взрывных ранений, спасая жизни бойцам. И однажды жигулевская ячейка волонтеров «Помогаем нашим вместе!» получила от земляка, ушедшего кинологом отстаивать интересы Родины, необычное письмо-заказ, начинавшееся со слов: «Хвостатые заканчиваются быстрее, чем патроны…»

Тем же вечером, по словам сельчанки Надежды Авдюхиной, собрались всем добровольческим коллективом в Доме культуры и держали совет:

– Сунулись в интернет, изучили опыт производства защитной одежды для собак в других городах и весях. Оказалось, можно обойтись без стальных пластин. Дело даже не в том, что столько металла, еще и нарезанного нужным размером, нам не достать. Собаки устают от такой нагрузки, падают на землю, отказываются выполнять команды. Есть, выяснили мы, другие прочные, легкие материалы из специально синтезированных волокон по типу дорогущего кевлара, но дешевле. Легкие они лишь по весу, а кроить и расшивать их бытовой машинкой очень сложно – техника ломается, руки ноют. Все покачали головами, но Елена Кондратьевна решила попробовать…

Девять «хвостов» и два больных старика

К тяжелому труду Бояркиной не привыкать. В далекой юности она перебралась на Среднюю Волгу из вымиравшей деревни под Новосибирском и вместе с матерью пошла в колхоз «Жигули». Сначала дояркой, затем перевелась в телятницы, где сполна хлебнула и ранних – до рассвета – подъемов, и бессонных ночей, когда молодые животные массово болели. Вот и защиту боевым пушистикам «за ленточку» шьет ночами, несмотря на почтенный возраст. Как объяснила Елена Бояркина газете:

– Другого времени нет. По утрам до начала ноября большой огород, на днях последний кочан капусты срезала. С обеда приходят внуки, вместе делаем уроки. Семь кошек, две собаки… Всех надо накормить, напоить, навести порядок в избе. Не квартира же – частный дом и хозяйство, здесь всегда требуется что-то подлатать, заменить, покрасить.

О чем Елена Кондратьевна постеснялась рассказать, за воротами участка добавила Надежда Григорьевна:

– Этой осенью у нее умерла мама в возрасте 92 лет, а перед смертью тяжело и продолжительно болела. Лена не отходила от нее и все равно строчила-вязала одежду на фронт прямо возле материнской кровати. Сейчас серьезным недугом страдает сватья Бояркиной, мать Лениного зятя, и наш золоторукий волонтер помогает дочери ухаживать за свекровью. Казалось бы, где найти силы для вязального конвейера в таких обстоятельствах, да с учетом внуков, животных и хозяйственных хлопот?

Жигулевскую сибирячку выручает «Зингер»

Аргументы железные, однако пенсионерка, единственная в Ставропольском районе, продолжает шить «броню» четвероногим. И масштабирует производство. Начинала с маленькой тумбочки и скромной машинки. Теперь отвела под швейный цех самую большую комнату, где оборудовала сразу три рабочих места, включая уголок с оверлоком.

Первая «швейка» современная, с кучей наворотов, вторая же, под известной маркой «Зингер», недавно отметила 100-летний юбилей, хотя, по словам пенсионерки, она самая надежная:

– Ни одна бытовая машинка не готова к работе с настолько плотным защитным материалом. Фабричных же, заточенных под массовое производство, не имеем. Поэтому техника регулярно расстраивается, как и я. Унываю оттого, что процесс прерван в самую неподходящую минуту, а мои земляки на боевых позициях вместе с собачками ждут такой важный и сильно дефицитный груз.

Женский батальон кройки и шитья в Жигулях производит обмундирование и вяжет маскировочные сети с весны 2022 года, но постоянного специалиста по ремонту швейной техники удалось привлечь совсем недавно, сообщила Бояркина:

– Наконец-то, надеюсь, мой конвейер будет работать без выходных. Раньше ремонтников мы с коллегами находили разово и от случая к случаю, много свободных дней потеряли. Этот же человек откликается оперативно, по первому звонку. Важно, что он понимает, чем занимаются волонтеры, кому шьют и вяжут, с каким нетерпением гуманитарный груз ждут «за ленточкой» наши воины, жители Ставропольского района.

Понимают это и другие жигулевцы, потому всеми силами облегчают узкопрофильный труд сибирячки. Например, местный социальный работник Екатерина Семёнова из той же ячейки «Помогаем нашим вместе!» прикладывает не меньше физического труда, чтобы грамотно и аккуратно раскроить под станок Елены Кондратьевны тот самый защитный материал высокой прочности. А координаторы сельского движения добровольцев – коллега Семёновой Наталья Тулина и заведующая ДК Жигулей Елена Амплеева – стараются вовремя решить все организационные вопросы.

Носилки для «трехсотых»

Поддерживают сельчан и соседи из Валов, Соснового Солонца, Жигулевска, уточнила пенсионерка:

– Когда взялись кроить и шить защиту хвостатым, то сразу же, еще до выбора прочной спецткани, поинтересовались, а существуют ли вообще в свободном доступе выкройки к подобным костюмам. Есть, но мало и к нашему оборудованию не подходят. Выручили как раз жигулевский отряд добровольцев в паре с солонецким, прислали нужное, то самое. Причем нашли не какой-то общий шаблон, а запросили с фронта конкретные схему и макет – те, которые учитывают особенности боевых действий на Запорожском и Херсонском направлениях.

Собачьими «брониками» мастерство и трудолюбие Бояркиной не ограничиваются. А расширяются в не менее специфическую линейку. Если плетением сетей и вязанием теплых вещей на фронт занимаются в каждом селе, то носилки для эвакуации раненых шьют редкие волонтеры: 95% мягких носилок в зоне СВО промышленного производства. К сожалению, они не всегда отличаются качеством, особенно брезентовые, и часто не выдерживают вес «трехсотых». Из другого материала – попроще, но тоже крепкого – Екатерина Семёнова и Елена Бояркина кроят и шьют свои носилки, увеличенного размера и «пробитые» двойной бечевкой. Пока отправили 40 штук и готовы продолжить после пополнения запасов ткани.

Подтверждения тому, что домашний цех жигулевская сибирячка развернула не напрасно, прилетают Елене Кондратьевне не реже раза в неделю – в виде бумажных писем на адрес ячейки «Помогаем нашим вместе!» и цифровых фотографий прямо в смартфон пенсионерки. Сюжет снимков традиционен – «мы с Мухтаром на границе», однако подписи разные. Последняя весточка с фото гласила так: «Моя собака Жуля одета в ваше изделие. Вчера эта защита отразила 15-сантиметровый осколок снаряда, и мы остались живы. Кланяюсь тебе в пояс, мать!..»

Евгений Леонтьев

vesti
28.11.2024