«Непростой ты, Карп, человек…»
Продолжаем писать Книгу Памяти о погибших на СВО жителях Ставропольского района.
Алексей Карпов (16.05.1967 – 8.11.2024)
В конце ноября в Верхнем Санчелеево простились с Алексеем Карповым, погибшим в зоне СВО. Алексей переехал в это село пятнадцать лет назад и за эти годы успел стать своим, близким для многих односельчан. Администрация села взяла на себя похороны героя, на прощание пришло много людей: Алексея знали, любили, уважали…
Со второй попытки
…К 57 годам у Алексея Карпова была вполне устроенная жизнь. За плечами – многолетняя работа экспертом-криминалистом в УВД и следователем на автозаводе, в настоящем – хорошо оплачиваемая трудовая деятельность «на удаленке» в лизинговой компании. Свой большой дом, хозяйство, любимая жена, дочь, долгожданная внучка… Как говорится, живи и радуйся. Вот только не было душевного равновесия после начала специальной военной операции. «Как же я мужикам, вернувшимся с СВО, в глаза смотреть буду – они там воевали, кровь проливали, а я тут на диване отсиживался?» – говорил он иной раз жене Анжеле.
Первую попытку уйти на СВО Алексей предпринял еще в 2022 году, взял отпуск и поехал в Рощинский оформляться, но через несколько дней вернулся домой с пневмонией. В следующий раз мужчина отправился на фронт в начале осени 2023 года. Немолодого и не совсем здорового «Карпа» определили водителем военной машины, командиром штурмовой роты. Он уехал «к своим», на передовую, и нисколько не разочаровался в своем решении. Наоборот, в разговоре с женой он как-то признался: «Надо было мне еще раньше пойти на СВО, сейчас мое место – здесь».
«Мы вместе с детских лет»
– А ведь мы с Алексеем оба не местные, из Узбекистана. Родились и выросли в Фергане, под южным солнцем. Переехали в Россию в конце 80-х годов, когда там начались межнациональные конфликты, – рассказывает Анжела Карпова.
Анжела и Алексей приехали в Россию буквально ни с чем. Пришлось начинать жизнь с нуля, но благодаря упорному труду и сильному характеру они встали на ноги, стали на новом месте уважаемыми людьми. Но все же об Узбекистане у обоих на всю жизнь остались лишь теплые воспоминания. Там они выросли, отучились, влюбились, поженились…
– У нас было беззаботное советское детство. Большинство школ были русскими, и никто никогда не поднимал национального вопроса. Все свободное время мы проводили на улице с друзьями, а единственный день в году, когда шел снег, считался негласным выходным – все ребята играли в снежки с утра до обеда, а потом это новогоднее чудо таяло безвозвратно, – вспоминает Анжела.
Алеша вырос в неполной семье, своего отца он не помнил. Мама работала в школе учителем истории. Мальчику очень нравились исторические книжки, особенно о Великой Отечественной войне – он знал подробности каждой битвы, расстановку сил, исход сражений. Алексей тоже мог бы стать историком. Но после 8-го класса парень принял решение пойти учиться на сварщика. Решил: нужна мужская профессия. Мама была не против.
Движение вверх
Сразу после окончания училища Алексея забрали в армию, там он освоил вождение грузового транспорта. Вернувшись домой, устроился на работу по рабочей специальности, но мечтал о более интересной профессии. Благодаря хорошим знаниям и целеустремленности ему удалось поступить в Волгоградскую высшую следственную школу на эксперта-криминалиста. Выделили комнату в общежитии, куда он и перевез жену с новорожденной дочкой из Узбекистана.
– С Алешей мы познакомились на работе и буквально через три месяца подали заявление в ЗАГС. Все вокруг удивлялись, как мне так быстро удалось «охмурить» такого красавца. Его ямочки на щеках и веселый характер сводили с ума многих девчат. Но он выбрал именно меня – лаборантку с копной русых волос. Вернее, это я поставила его перед выбором: либо создаем семью, либо расходимся, – поведала нам Анжела.
После окончания волгоградской школы милиции Алексея Карпова направили на работу экспертом-криминалистом в Тольятти. В смежный отдел устроилась и Анжела. Вместе работали, воспитывали любимую дочку. А потом их захватила мечта о сельской жизни.
– Алексею очень хотелось переехать жить в село, он помнил свое деревенское детство у бабушки. Купили участок в Верхнем Санчелеево, начали строить дом. Каждый день после работы он мчался на стройку – все делал сам, своими руками. Дом строился очень медленно, мы целых семь лет выкраивали деньги с получки на стройматериалы. И наконец, смогли переехать жить за город, – вспоминает Анжела.
В Верхнем Санчелеево Карповым сразу все понравилось. Местные быстро приняли городских новоселов в стан «сельских». Алексей фанатично подходил к обустройству своего большого земельного участка. Высадил на нем целый «лес»: березы, рябины, ели. Завел подсобное хозяйство: кур и индюков. Каждую весну самолично сажал рассаду огурцов и томатов. Он буквально горел сельской жизнью. Но в то же время не бросал основную серьезную работу, где считался ценным специалистом. После руководящей работы в службе экспертов-криминалистов отработал несколько лет следователем на автозаводе. Затем перешел на работу в лизинговую компанию, где можно было трудиться в удаленном формате.
СВО
Справедливый, рассудительный, принципиальный 57-летний Алексей Карпов отправился на фронт рядовым – не хотел выпячивать свои «погоны». Правда, однополчане быстро раскусили его непростое прошлое.
– Однажды за кружкой чая бойцы разговорились, кто кем работал раньше. Когда очередь дошла до Алексея, он коротко ответил: «Я вкалывал на стройке». А спустя пару дней один из бойцов подмигнул ему и сказал: «А ведь ты непростой человек, «Карп»! Моя чуйка говорит, что вовсе не на стройке ты работал, просто говорить не хочешь, кем ты был на гражданке», – рассказала Анжела – муж поведал ей эту историю во время отпуска.
Однополчане, которых сам Алексей называл «коллеги», ценили умного и опытного «Карпа», говаривали: «Вот бы тебе быть командиром большого подразделения!» Тот отмахивался и выполнял свою работу. Алексей провел на передовой целый год – не в тылу, а на самом передке, в штурмовом отряде.
– В конце сентября Алексей позвонил мне и попросил прощения. Просто так. Я очень удивилась, ведь это не было в его характере. А через несколько дней он пропал, – вспоминает Анжела.
Этой осенью Алексей Карпов участвовал в штурмовой операции близ Селидово. Когда Алексей перестал выходить на связь, жена и дочь забили тревогу, начали звонить командованию. «Мы не можем вытащить их отряд, идет перекрестный огонь», – отвечали им. Несколько недель «Карп» числился пропавшим без вести, а потом его все-таки вытащили с поля боя, «грузом 200»…
– Я пока не могу осознать, что мой муж погиб. Мне все время кажется, что он вот-вот вернется и улыбнется своей широкой улыбкой. Каждое утро я вывожу на улицу его любимую собаку, и мы идем на кладбище к нашему герою. Это всего в пяти минутах от дома. Мы навещаем его, мы не можем иначе начать день, – говорит Анжела…
Вечная память герою!
Любовь Шабалина