Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Громкую тайну Подстёпок раскроют летом

Удивительный случай: собрались как-то на рядовом сходе сельских жителей бывший депутат Госдумы и действующий депутат Самарской губернской думы, бывший мэр города и действующий руководитель одного из крупнейших в регионе промышленных объектов, плюс директор целого комбината. А как иначе? Повод для встречи с сельчанами оказался о-о-очень громким. И – таинственным…

Житель Подстёпок Михаил Чемоданов опубликовал открытое письмо президенту России Владимиру Путину. По словам автора, в тексте выражен крик души сотен односельчан, многие из них не поленились посетить сход и поддержать жалобу. Подстёпкинцы уверены: уже несколько месяцев их покой и сон грубо нарушает мощный завод, самый большой в особой экономической зоне «Тольятти». Тольяттинский комбинат пищевых продуктов производит масла, жиры, готовые блюда и даже корма для животных, но нельзя сказать, что расположен он по соседству – от завода до ближайшей улицы села около двух километров.

«Роспотребнадзор спит, а мы нет»

Участники схода подозревают ТКПП в нарушении «всех мыслимых норм тишины и экологической безопасности», как рассказал газете Михаил Михайлович:

– Другого источника шума мы просто не видим. Живем в сельской местности, здесь нет крупной промышленности, кроме пищекомбината, нет оживленных трасс, нет железной дороги или аэропорта. По санитарным правилам уровень шума ночью не должен превышать 45 децибел, а в разных концах села жители фиксируют от 60 до 72 децибел. Спать порой совсем невозможно. Вот пришел человек, который сегодня утром, перед сходом, проснулся в пять утра оттого, что за окном шумит.

Замеры люди проводят каждый раз, когда слышат со стороны ОЭЗ пугающие звуки – будто с окраины Подстёпок взмывает в небо реактивный самолет. Однако результаты их замеров не принимает ни Роспотребнадзор, ни подозреваемый комбинат, уточнил Чемоданов:

– Мол, мы не уполномоченный орган с лицензией и замеряем через приложения на смартфонах, а это не по науке. Согласен, всё так. Пригласили специалистов Роспотребнадзора, они сами выбрали ночь, приехали, замерили, превышения норм не зафиксировали. Так шумит-то и не ежедневно, с разной периодичностью, и, чтобы установить источник, нужен комплексный мониторинг хотя бы в течение месяца. Нам отказывают, ссылаясь на график работы – Роспотребнадзор, в отличие от нас, в ночное время спит – и небольшой штат сотрудников.

Бокк и МихалМихалычи

Бывший депутат Госдумы и действующий депутат областного парламента Владимир Бокк посетил сход как местный житель вместо вечерней прогулки, Подстёпки – не его избирательный округ. И сразу начал с конструктива:

– Почему о результатах выезда Роспотребнадзора большинство сельчан просто не знают? Вот заключение с печатью и подписью, надо опубликовать в интернете, на сельских каналах в социальных сетях. Отлично, что нашу встречу почтил вниманием директор ТКПП. Вы понимаете, откуда шум? Предпринимаете меры?

Руководитель комбината Михаил Смирнов, выяснилось, озадачен не меньше подстёпкинцев:

– До ноября 2024 года знали, где источник. На заводе штатно работают парогенераторы, и они действительно шумели, выпуская пар. Осенью мы их оборудовали специальными глушителями, которые поглощают шум. Но после этого поток жалоб от людей лишь увеличился. При штатном выпуске пара на территории ни я, ни другие работники ничего не слышат. Бывают ситуации, когда пар надо выпускать аварийно, и тогда, подтверждаю, внутри комбината шумно. Это не значит, что у нас случилась авария. Таков технологический процесс, временами накапливается слишком много пара, и его выпускаем по аварийной системе.

Один Михаил Михайлович (Смирнов) отдельно объяснил другому Михаилу Михайловичу (Чемоданову):

– Тем, кто жаловался, я давал свой номер телефона и номер главного инженера предприятия. Жители звонили, хотя только однажды аварийный выпуск пара совпал с поступившим сигналом. В остальные дни аварийных сбросов не было. То есть для нас источник шума с ноября и до сегодняшнего дня – такая же загадка. И еще важный момент! Кроме шума вы зачем-то акцентируете внимание на белых клубах, которые наблюдаете над территорией ТКПП. Это не дым, а чистый пар, он не наносит никакого вреда экологии.

«Докажем, что совесть чиста»

Смирнов пообещал людям исключить шум от парогенераторов даже в те редкие «аварийные» даты. И оказалось, директор комбината очень любит тайны:

– Надеюсь, весной поставим шумопоглощение и на системе аварийного сброса. То есть полностью исключим завод как источник. Хотя бы для себя. И мне, и заводчанам интересно, откуда идет таинственный шум и почему сельчане его слышат, а мы на комбинате – нет. Закажем комплексную экспертизу от сертифицированной организации из Москвы или Санкт-Петербурга. Та проведет не просто разовые замеры, а мониторинг в течение длительного времени. Замерим шум в цехах, на улице возле паровых установок, на трассе Тольятти – Ягодное и, конечно же, в самом селе, по тем адресам, откуда поступали жалобы. Закажем исследование за свой счет, как социально ответственный бизнес. Хотим доказать, что наша совесть чиста, а покой людей нарушают другие. Заключение независимых экспертов появится не раньше июня.

Народный избранник Владимир Бокк предложил и вовсе поискать источник среди других резидентов экономической зоны. И обратился к прибывшему на сход генеральному директору ОЭЗ и бывшему мэру Тольятти Сергею Андрееву:

– Аргументы главы комбината вполне убедительны. Сергей Игоревич, может ли шуметь другой резидент?

Андреев не дал Владимиру Владимировичу гарантий:

– Думаю, не может. Мое мнение – у нас нет таких предприятий. Хотя, разумеется, я не технический специалист.

– Так мы что, будем ждать лета, когда ТКПП представит результат?

– Существует определенная процедура закупок, торгов, и это действительно дело не пары дней.

– В Тольятти есть и местные уполномоченные лаборатории по шуму. Не помешает, если и сама ОЭЗ проверит территорию.

– О’кей, раз у нас работают такие спецы, я готов с ними пообщаться и выяснить – что, когда и как они способны сделать. Да, можно составить задание и заказать вторую экспертизу от имени экономической зоны.

После схода Сергей Андреев поделился и альтернативной версией того, почему не спят сельчане:

– Нельзя исключать, что источников шума вообще несколько. В какие-то даты они накладываются друг на друга и мешают жителям. На следующий, допустим, день, шумит лишь один из них, и люди ничего не слышат. На эту теорию наталкивают слова директора ТКПП, который уверенно сообщил: даты аварийного сброса пара, кроме одной, не совпадают с сигналами от подстёпкинцев.

Евгений Леонтьев

Ставрополь-на-Волге
04.03.2025