Еще до пароварки и джакузи
«Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани…
(К. Чуковский)
Вы поняли эти рекомендации? У молодого поколения точно будут вопросы. В чем это нам советуют искупаться? С корытом более-менее ясно, а что такое лохань, ушат? Понятно, что за сто лет, с момента написания «Мойдодыра», наш быт сильно изменился.
Предметы, которые были привычны для наших дедов и прадедов, теперь можно увидеть разве что в музее. Немного пофантазировать – и можно прожить хотя бы один день, как в позапрошлом веке.
Лампа керосиновая, свечка стеариновая…
Начнем с самого утра. Встаем затемно, зажигаем свет… Лампы и тем более люстры нет. И свечка – дело дорогое, прибережем для праздника.
Обойдемся обычной лучиной. Это тонкая узкая щепа длиной до одного аршина (около 70 см). Лучше всего брать березовую или осиновую, но можно и сосновую – она светит ярко, хотя быстро сгорает и рассыпает искры. Для заготовки лучины нужно хорошо пропарить, а затем просушить ровное, без сучков, бревно. Затем надколоть его с торца топором и нащепать руками или обломком косы. (Отличное упражнение для мышц рук, между прочим.)
Готовую лучину нужно вставить в особое приспособление – светец. Это стержень из кованого железа с острием на одном конце и развилкой на другом. Светец втыкают в стену или в специальный столбик возле печки, а в развилку укрепляют лучину – одну или несколько. Снизу на всякий случай подставляют корытце с водой.
Свечи чаще всего употреблялись сальные – они были дешевле. Их делали самостоятельно. В растопленный жир макали фитиль изо льна или пеньки, потом всё это замораживали. Восковые свечи изготавливали другим способом: фитиль закатывали в лепешку разогретого воска. Позже появились свечи из стеарина – продукта переработки жиров.
К началу XX века в России стали распространяться керосиновые лампы, которые со временем вытеснило электричество.
Загляни-ка ты в ушат – тараканы там кишат…
Конечно, у хорошей хозяйки ушат никогда не бывает в таком плачевном состоянии, как у неряхи Федоры из стихотворения того же Чуковского.
Ушат – это склепанный из дощечек тазик для воды. По верхнему краю мастер-бондарь оставлял «уши» – две длинные дощечки, в которых просверливались отверстия для рук или палки-переноски. Обычная емкость ушата – от 60 до 120 литров. Так что, если кому-то нужно было вылить ушат грязи, получалось действительно неприятно. Но лучше, конечно, оставить посудину для гигиенических процедур.
Впрочем, мыться в ушате с утра пораньше, да еще в будний день, было не принято. Обходились обычным рукомоем. Это глиняный горшочек своеобразной конструкции – с одним или двумя носиками, да еще часто с ручками. В северных регионах рукомои были металлическими или долблеными. Горшочек-рукомой подвешивали к потолку на цепочку или веревку и наливали воду. Крышки не полагалось. Вниз ставили ушат, корыто или лохань.
Лохань – тоже клепаная емкость, похожая на ушат, только поменьше и обычно овальная. В лохани можно было помыть посуду, умыться, покормить поросенка или вылить туда помои. Главное – не перепутать, какая лоханка для чего.
На речке, на речке, на том бережочке…
Вопроса «что сегодня надеть?» для основной массы крестьянства в России не существовало. В какой рубахе спал – в той и к столу сел, и в поле пошел, только портки не забыть да подпоясаться. Но даже для такого простого выбора одежды ее нужно было подготовить – постирать, погладить.
Стирка в дореволюционной России была кошмаром для крестьянок. Семьи большие, одежда постоянно пачкалась, а до стиральных машинок и простого мыла было далеко, как до звезд. «Простирнуть штанишки» между делом не получалось – грязное белье накапливалось до самого «дня икс», чтобы уж развести стирку на весь день, а то и на два. Стирали в горячей воде со щелоком (водным настоем золы) – мыло оставляли для бани. Если оно вообще было. Раскладывали влажную одежду на досках и колотили вальком, выбивая грязь. Валёк был важным предметом обихода, его вырезали из липы или березы, украшали по внешней стороне узорами и дарили невестам. Валёк подкладывали в колыбельку младенцам как оберег – и этим же вальком могли отходить по спине неверного мужа.
Полоскать белье несли на берег речки или пруда, заодно и белые ножки можно было помыть. Зимой полоскали (бррр) в проруби.
Высушенное белье надо было погладить. Чугунные утюги до начала XX века были роскошью. Небогатые крестьянки обходились рубелем и скалкой.
Рубель – доска с рукояткой. Одна сторона ребристая, другая гладкая, порой тоже с узорами. Холщовые рубахи накручивали на скалку, укладывали на стол и с силой прокатывали ее ребристой стороной рубеля. Холст, конечно, почти не разглаживался, но хотя бы становился мягче и не топорщился при носке.
И на весь крещеный мир приготовила б я пир
На весь мир замахиваться не будем, а для своей семьи завтрак приготовим. Начнем с хлеба – он всему голова. Тесто ставили с вечера в квашне – деже. Это деревянная кадушка, выдолбленная из цельного ствола дерева или же склепанная из дубовых или липовых досок. Хлеб в большинстве хозяйств пекли два раза в неделю – в основном ржаной. В печь его сажали специальной хлебной лопатой – ее еще называли садником.
Мастера изготавливали садники из сплошного куска древесины – осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. Доски гладко остругивали и чертили контур будущей лопаты. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали, чтобы не дай бог в хлеб не попала заноза.
Еду варили в чугунах и глиняных горшках. И если глиняному огнеупорному горшку тысячи лет, то чугунок – сравнительно новое изобретение. Чугун – это сплав железа с углеродом. В отличие от хрупкой керамики, не бьется, так что будет служить практически вечно. Формой чугунок повторяет обычный глиняный горшок, удобный для ухвата. Толстостенная чугунная посуда разогревается равномерно, еда не подгорает и медленно томится. Те, кому посчастливилось попробовать блюда, приготовленные в чугунке в русской печи, знают: даже самая простая каша или пареная тыква становятся лакомством. А уж про топленое молоко, щи или жаркое промолчим…
Что есть в печи – на стол мечи!
В чем подавать завтрак на стол? Да в той же посуде, в которой готовилась еда. Персональная не практиковалась. Едоки по очереди ныряли ложками в горшок и несли к себе, подставив снизу кусочек хлеба. Болтать ложками в горшке, выбирая себе вкусные кусочки, не полагалось – за это можно было получить от старших ложкой по лбу. Впрочем, в больших семьях, чтобы не тянуться ложками через весь стол, накладывали кашу или картошку в отдельные миски. В мисках же ставили на стол квашеную капусту и грибы.
В большой долбленой миске подавали окрошку, на плоском блюде – пироги. Молоко ставили прямо в крынках. Это глиняный горшок особой формы – сверху цилиндрический, снизу шариком. Такая форма очень удобна – верхняя часть рассчитана на обхват рукой взрослого человека, но чтобы той же рукой можно было проникнуть внутрь до дна – помыть крынку. В такой посуде молоко долго не скисает.
На любом столе обязательно стояла соль. Солонки были глубоко почитаемы, ведь хлеб да соль всегда были символами гостеприимства и благополучия.
В Поволжье бытовала оригинальная форма солонки в виде кресла или роскошного трона с высокой резной спинкой. Сиденье такого трона обычно служило крышкой, а спинка – ручкой.
Ну что ж, уважаемые читатели, садитесь откушайте чем бог послал, со мной переслал.
А в следующий раз мы узнаем, в чем у нас подавались праздничные напитки. Дело-то к Новому году идет.
Лидия Любославова, старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея