«Истинные арийцы» с берегов Сускана
Поговорим сегодня об арийцах. Нет¸ расистские бредни нацистов вспоминать не будем. И современные неоязычники со сказками о «славяно-ариях» тоже пусть идут в другую дверь. Речь о реальных людях, которые на самом деле жили на берегах Волги примерно 2,5-5 тысяч лет тому назад.
Почему-то некоторые думают, что до экспедиции Татищева у нас был безлюдный край. Ничего подобного.
Человек пришел на Волгу в глубокой древности – еще 100 тысяч лет назад здесь жили племена охотников и собирателей. В самом конце эпохи камня (около 10 тысяч лет назад) они завели себе настоящие хозяйства: приручили диких животных, стали сеять растения. А затем произошла первая в мире технологическая революция.
Бронзовый век
Неизвестно, где и когда люди впервые заметили, что попавшие в костер странные камни – кусочки медной руды – от жара плавились, а когда остывали, принимали новую форму. Но век металла наступил.
Правда, медные ножи были непрочными, гнулись и ломались. Тогда древние металлурги стали добавлять к меди олово и получили чудесный желтоватый металл – бронзу.
Именно эта эпоха осталась в умах людей как время, полное неразрешимых тайн и загадок, время миграций и рискованных экспедиций. В Египте строили пирамиды, в Малой Азии ахейцы громили Трою, критяне любовались прекрасным Лабиринтом, «народы моря» испытывали на прочность свои корабли. А на бескрайних просторах между Волгой и Уралом жили люди с европейской внешностью, говорившие на древнем индоевропейском (индоиранском) языке.
«Орать» – значит «пахать»
Они поклонялись огню, вели полукочевой образ жизни, плавили металл, владели стадами домашнего скота и постепенно перемещались на юг, разделяясь на два потока. Один направился на территорию будущей Персии, другой в Индию. Тысячелетние странствия позже были запечатлены в священных текстах «Ригведы» и «Авесты». Вот их-то современные археологи и связывают с термином «арии». Правда, специалисты предпочитают другой термин – «племена срубной культуры».
Кстати. До сих пор нет единого мнения о том, что, собственно, означает слово «арий». То ли «благородный, свободнорожденный», то ли «хозяин дома», то ли просто «пахарь». Последнее, как ни странно, самое правдоподобное. Вспомните забытое русское слово «ратай», «оратай» – то есть пахарь. Соответственно, «орать» – значит «пахать». Правда, не все «срубники» были мирными землепашцами, среди них были и военные союзы.
О том, как жили «срубники» на территории Самарской области, и конкретно Ставропольского района, рассказывают результаты многолетних археологических раскопок. Начались они еще в конце XIX века, но основная масса открытий эпохи бронзы пришлась на XX век. И открытия говорят о том, что наша территория была заселена довольно густо (по тем меркам, конечно).
Последний шанс
Начало систематическим раскопкам на территории Ставропольского района положила в 20-е годы известный советский археолог Вера Владимировна Гольмстен. Она исследовала берег Волги около Узюково, Хрящевки, Чувашского Сускана.
В 1930-е годы у нас работала археологическая экспедиция Куйбышевского краеведческого музея и Института истории материальной культуры Академии наук СССР под руководством Григория Павловича Гроздилова. В 1938 году экспедицией под руководством Екатерины Ивановны Горюновой начаты раскопки одиночного кургана возле Ягодного. В 50-е годы перед затоплением территории раскопки проводились особенно тщательно, поскольку это был последний шанс….
Так, экспедиция Николая Яковлевича Мерперта обследовала местность от Ягодного до Нижне-Хрящевки. В результате найдено более 70 (!) курганов, которые располагались на открытых местах. Наибольшее число курганов отмечено к северу от Ягодного.
В курганах были обнаружены и исследованы захоронения, найдено множество артефактов.
Чуть позже археологи обнаружили и следы поселений. На берегу реки Сускан сохранились остатки двух селищ, защищенных от незваных гостей линиями валов и рвов. На каждом селище располагались по два котлована – следы жилья. Рядом когда-то были хозяйственные постройки, а также металлургические мастерские.
Исследования в Ставропольском районе продолжались и позже, проводятся до сих пор – материала очень много. Только в левобережной части Ставропольского района известно более 90 памятников археологии.
О чем говорят находки?
Часть из них представлены в зале археологии Тольяттинского краеведческого музея.
Сначала мы видим реконструкцию захоронения девочки-подростка.
Неизвестно, что скосило бедолагу – болезнь или голод, но родичи позаботились о ее загробной жизни. Умершую положили в могильную яму на бок – в позу спящей. На руки надели бронзовые браслеты, на голову – височные украшения. Поставили рядом глиняные горшки – вероятно, с молоком и кашей. Сверху насыпали красную охру – пусть заменит покойнице кровь. Яму выложили изнутри деревянными плашками или корой, сделали настил над телом – вот почему этих людей называют «племенами срубной культуры».
Сверху насыпали куполообразный курган – символ неба. Настолько высокий, что он оставался заметным несколько тысяч лет. Остается только догадываться, сколько времени и сил ушло на эту работу с учетом того, что лопат в то время не было.
Археологи установили, что безутешные соплеменники всегда снабжали усопших всем необходимым для последнего путешествия: мужчинам клали в могилы бронзовые ножи, часто в ножнах, женщин наряжали в богато украшенные одежды и войлочные головные уборы, заботливо оставляли бронзовые иголки и прочие мелочи.
В погребениях часто находят кости домашних животных – коров, овец, лошадей. Их мясо служило поминальной пищей.
О развитии скотоводства у срубных племен говорит и найденный пастуший рожок. Но основой хозяйства было именно земледелие – каменная зернотерка и мотыга, обгорелые зерна в горшках доказывают это. А изящная лопаточка для чистки рыбы говорит о некоем комфорте и домашнем уюте. Здесь же, в музейной витрине, мы видим деталь конской уздечки – псалий. Археологи утверждают, что лошадь приручили именно у нас, на Волго-Уральской равнине. Причем люди сначала запрягли ее в повозку или колесницу и уже намного позже догадались сесть на нее верхом.
А теперь заглянем в жилище «срубников» на берегу Сускана. Оно называется полуземлянкой, и наши дизайнеры очень точно воспроизвели ее интерьер. Чтобы соорудить такое жилье, стены надо было не возводить, а копать в грунте. Копали прямоугольный котлован глубиной от полуметра до полутора метров, устанавливали два ряда опорных столбов, которые держали кровлю из жердей. Поверх жердей клали дерн – защиту от холода и осадков. Между скатами крыши оставалась небольшая щель – она служила и окном, и вентиляцией. А в случае дождя ее можно быстренько прикрыть шкурами.
Площадь сусканской полуземлянки составляла 270 квадратных метров – вполне хватит места для целого клана в сотню человек, близких и дальних родственников. Мебели в то время никакой не было. Вдоль стен располагались земляные нары, где на шкурах спали обитатели. В полу выкопаны ямы для разведения огня. На нем в лепной глиняной посуде варили обед хозяйки. Примитивный ткацкий станок, лук со стрелами, копье, мотыга, охотничья дубина дополняли общую картину хозяйственного быта.
Как видите, всё просто, никаких пришельцев, космических «виман» и божественных сверхспособностей.
Они просто ушли…
Эпоха бронзы подошла к концу около 2,5 тысячи лет назад. В это время климат стал резко иссушаться и потеплел. Прокормить большое стадо скота на одном месте стало проблематично, и многие племена перешли к кочевому скотоводству. О земледелии им, конечно, пришлось забыть.
Сусканское поселение было мирно оставлено своими обитателями. Куда ушли арии – никто не знает. На арену истории вышли новые племена.
Лидия Любославова, старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея