Из небытия возвращаются храмы
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Новой Бинарадке является объектом культурного наследия, памятником архитектуры регионального значения. Она величественно возвышается в центральной части села и видна за несколько километров с объездной дороги Тольятти – Кошки. Еще 25 лет назад церковь представляла собой полуразрушенное здание. Сегодня это не просто замечательный образец архитектуры 19-го столетия, а настоящий духовный центр всей округи. Сюда приезжают не только верующие из соседних сел, но и туристы-паломники из различных регионов страны.
Прежде чем рассказать о восстановлении храма, немного истории. Согласно местному преданию, основателем села стал Бинарад (Бинар), один из братьев-мордвинов, пришедших осваивать новые земли с севера. Название села Новая Бинарадка в переводе с татарского означает «сосновый дом». Некогда в этих местах росли огромные сосны, впоследствии полностью вырубленные. Датой основания села можно считать 1760 год, так как, согласно второй ревизии 1762 года, в списках сел Ставропольского уезда Самарской губернии значится село Новая Бинарадка как вновь построенное.
Село всегда считалось зажиточным. Здесь жили свободные крестьяне, платившие, как сегодня принято говорить, прямые налоги в царскую казну. К началу XIX века в нем было восемь мельниц – семь ветряных и одна механическая, маслобойня, семь торговых лавок, кожевенное и валяльное предприятия, школа, больница и, конечно же, церковь. Сначала она была небольшой. В 1829 году новобинарадцы купили за пять тысяч рублей деревянный храм в селе Богдановка, построенный примерно в 1780 году помещиком капитаном Моисеевым. Всем обществом перевезли разобранную церковь в Новую Бинарадку и установили на заранее выбранном месте. Дата образования прихода – 1834 год. Сохранившиеся в архиве метрические книги датируются именно этим годом. Поэтому остается без ответа вопрос: почему так долго собиралась купленная церковь?
Известна фамилия первого священника – Петр Иванович Благодаров. В 1867 году к церкви сделали два пристроя, с правой и левой стороны.
Село росло, и церковь для прихожан становилась маловата. Тогда крестьяне на сходе решили строить новый кирпичный храм. Согласно исторической справке архивного отдела мэрии Тольятти, кирпичная однопрестольная церковь на средства прихожан была построена в 1870 году. Позднее, в 1899 году, она была перестроена. Автором проекта стал архитектор Самарской епархии Тадеуш Хилинский. В то время он уже работал над осуществлением своих проектов церквей в Мусорке и Верхнем Санчелеево. Он же впоследствии курировал и само строительство храма. Согласно имеющимся документам, церковь должна была стать трехпрестольной вместимостью около 1000 человек. Центральная часть отводилась Казанской иконе Божией Матери. Если посмотреть на храм с высоты птичьего полета, то он будет похож на изображение креста.
К строительству приступили в 1894 году. Место определили рядом со старым деревянным храмом. Закупили дорогой огнеупорный кирпич производства известной фирмы «Костин и Компания». По свидетельству старожилов, кирпичный завод был в Бинарадке. Найденные при реставрации кирпичи с именной маркировкой, кованые гвозди и сегодня хранятся в некоторых новобинарадских домах. Крестьяне обязались поставлять для изготовления крепчайшего известкового раствора куриные яйца. Многие решения элементов инженерной инфраструктуры храма до сих пор являются уникальными, взять хотя бы систему дымоходов и вентиляции. Но, пожалуй, главной достопримечательностью является роспись стен и купола. Не каждая церковь может похвастаться тем, что художники в своей работе использовали сусальное золото. Иконы писались на Афоне. Подобную роскошь можно встретить лишь в столичных храмах, а ведь это просто сельская глубинка.
Воду для строительства брали из необыкновенно чистого источника, расположенного неподалеку. Впоследствии его обустроили и освятили. В народе сохранилось название источника как «Попов колодец».
Богослужения в новом храме начались в 1901 году, после освящения Самарским епископом Гурием (Буртасовским).
Спокойная жизнь прихожан Новой Бинарадки была кардинально изменена с победой советской власти. Не сразу свободные и довольно зажиточные крестьяне приняли новые порядки. Крепкие хозяева активно сопротивлялись введению реформ, за что многие из них вместе с семьями и пострадали. Церковь была отделена от государства, религия объявлена пережитком, священнослужители подвергались гонениям. Пострадал и последний батюшка церкви Иоанн Витевский, место захоронения которого до сих пор неизвестно. В 1937 году был расстрелян его сын Василий Витевский вместе с Самарским епископом Александром. Сельский церковный староста Егор Михайлович Маврин был убит в Новом Буяне.
Матушка Анна (Ухаткина) рассказала мне, что храм окончательно был закрыт в 1932 году. По приказу местной власти сбросили с церкви колокола, дубовые полы разобрали на бани и коровники. Растаскивали всё: засовы, кирпичи, доски. А большие старинные иконы коммунисты использовали в качестве настила деревянного моста, чтобы люди, проходя по нему, топтали лики святых. Однако ночью верующие заменили иконы досками. Тогда же один из безбожников принес домой храмовый крест с центрального купола и бросил его, намереваясь потом вкопать в землю, чтобы о него счищать грязь с сапог. Но что-то не поделил с товарищем, упал на крест, был парализован и вскоре скончался. Перепуганные жена и дети принесли крест обратно в церковь. Когда началось восстановление храма, крест обнаружили под слоем земли, восстановили и вернули на законное место.
После закрытия храма и передачи его колхозу он долгое время использовался как зерносклад. Возможно, это и спасло его от полного разрушения. Но с 50-х годов прошлого столетия здание стояло продуваемое ветрами, купола были засижены воронами. Дождь и снег доделали то, что не успели разрушить люди.
Один из безбожников принес домой храмовый крест с центрального купола и бросил его, намереваясь потом вкопать в землю, чтобы о него счищать грязь с сапог. Но что-то не поделил с товарищем, упал на крест, был парализован и вскоре скончался. Перепуганные жена и дети принесли крест обратно в церковь.
Спустя много лет, в середине 90-х годов, жители села Новая Бинарадка начали ходатайствовать о восстановлении храма. В 1998 году в селе вновь был образован православный приход, и настоятель церкви архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил молодого священника Андрея Ухаткина. В моей памяти сохранилась первая наша встреча. Совершенно юный батюшка и не менее юная матушка осторожно знакомились с местными жителями, искали поддержки в большом деле восстановления церкви. И получили ее. Реставраторы дали заключение: в Новой Бинарадке находится «уникальный, неповторимый храм». Отец Андрей решил восстановить его на высочайшем уровне храмовой культуры.
Жители села поверили своему духовному лидеру, поддержала молодого инициативного батюшку и епархия. Вскоре нашелся сильный помощник – президент группы компаний «Бакалея» Иван Сиваков, родившийся в этих местах. Мастеров по реставрации искали по всей России и ближнему зарубежью. Художники из Владимира и Нижнего Новгорода реставрировали сохранившиеся росписи. Колокола, которые сегодня радуют прихожан малиновым перезвоном, были изготовлены белорусскими мастерами. Паникадило ковали и монтировали киево-печерские умельцы. Для реставрации штукатурки необходим был песок особой фракции, и после долгих поисков его нашли недалеко от Казани. Старинные иконы, сохраненные новобинарадцами от поругания, жители стали возвращать в храм.
Постепенно разрушенная церковь обрела новый вид. Сколько сил, средств и энергии было вложено в восстановление храма, знают многие сельчане. Об этом есть запись в сборнике «Храмы Самарской области» под редакцией О.И. Радченко: «На своем транспорте они подвозили стройматериалы. Разбили возле церкви сад из 70 яблонь. Вручную очистили от земли большой подвал под храмом. Старшеклассники вымыли окна. Детвора оборвала сорную траву на церковном дворе. Когда для штукатуров потребовался обрат (молоко после переработки на сепараторе), сельчане каждый день приносили его до 100 литров, и так в течение трех месяцев. Именно активное участие жителей помогло в короткий срок провести реконструкцию здания, облагородить территорию возле церкви, а затем, в 2008 году, освятить источник и благоустроить его».
Святой источник «обрядили» в современный бетонный сруб, поставили высокий деревянный крест с иконой, соорудили небольшую дощатую купальню. Воду из колодца достают по-старинному – с помощью деревянного журавля. На двери купальни есть надпись: «О водице-царице! Ты на истечении, рабе Божией… во исцеление. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Многие прихожане и гости села уже испытали на себе благотворное воздействие этой целебной воды.
Сегодня храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Новой Бинарадке трехпрестольный: правый предел – святого Николая Чудотворца, левый – преподобной Марии Египетской. В 2014 году он был освящен и возобновились службы. Сначала была задействована только центральная часть храма. После того как смонтировали отопление, были открыты два других предела. Сказать о том, что реставрационные работы полностью завершены, нельзя. Еще требует значительного ремонта лестница, ведущая на колокольню. Я не решился подняться по ней на высоту почти 50 метров, хотя местные звонари делают это регулярно. Нужна помощь ландшафтных дизайнеров по благоустройству прихрамовой территории. Требуется ремонт трапезной. Но главное сделано – центр духовного возрождения села работает.
P.S. Хочу выразить глубокую признательность матушке Анне (Ухаткиной) и местному краеведу Любови Капускиной за помощь при подготовке этой статьи.
Александр Мальчиков