Куклы детям – не игрушки
«На, куколка, покушай и моего горя послушай», – приговаривала сиротка Василисушка, когда просила защиты от злой мачехи. У кого просила? У куклы, которую оставила ей в наследство мать. Большинство девочек, слушая эту сказку, наверняка представляли себе какую-нибудь Барби или пупсика. Но на самом деле все гораздо сложнее.
Куклы бывают разные
Самые древние глиняные фигурки, отдаленно похожие на людей, были вылеплены еще в каменном веке. Им приписывали магические свойства и заставляли участвовать в ритуалах охоты. Известны также «Венеры каменного века» – женские фигурки с очень пышной грудью и бедрами. Археологи считают, что это символы материнства, плодородия и всяческого изобилия.
А вот на территории Древнего Египта археологи обнаружили, помимо магических, совсем других кукол. Они были сделаны из дерева или слоновой кости, имели волосы и ручки-ножки на шарнирах. Более четырех тысяч лет тому назад этими куклами играли дети из богатых египетских семей. Предполагается, что механические игрушки были изобретены именно на берегах Нила. Играли в куклы и в Древней Греции, и на Руси. Девочки баюкали «дочек» из пучка соломы или старых лоскутков, завертывали в тряпочки поленья и чурбачки – готовились стать заботливыми мамами. Куклы-снопики из соломы назывались стригушками – им подстригали, выравнивали ножницами соломенные ладошки, подолы и косички. Такую куколку можно было поставить на стол или лавку и похлопать ладонью по столешнице. Кукла начинала слегка подпрыгивать – «плясать».
Но у сказочной Василисы была не игрушка, а кукла-оберег – ей следовало приносить жертвы, то есть «кормить» человеческой едой и ждать, что она исполнит важную просьбу. Такие куклы изготавливались по своим канонам и имели четкую «специализацию».
В дохристианские времена куклы сопровождали человека от рождения до смерти, а затем отправлялись вместе с хозяином или хозяйкой в загробный мир – куклу-оберег клали умершему в могилу.
До наших времен эти традиции дошли, конечно, не все. Значение и правила изготовления обережных и обрядовых кукол, увы, основательно забыты или вовсе утрачены. Сегодня историки-этнографы восстанавливают их по крупицам. Пробелы в информации мастерицы-кукольницы успешно заполняют собственной фантазией.
Установлено, что для изготовления кукол обычно использовались лоскуты от ношеной одежды и природные материалы: лыко, солома, береста, поленья, листья. Никакого металла! К нему отношение было резко отрицательное – даже металлические ножницы и иголки не допускались к работе. Лоскутки рвались руками, а скреплялись узелками или закруткой из ниток. Интересная деталь: если «дизайн» куклы требовал пуговиц, то их чаще всего делали из перламутра, поскольку здесь было такое производство.
А самое главное правило – ни в коем случае не рисовать кукле лица. Только чистое белое полотно! Иначе в фигурку может вселиться какая-нибудь «нежить» и вместо помощи напакостить человеку.
Для дома, для семьи: миссия выполнима
Самарский край – территория многонациональная. Тысячелетиями люди со всех концов государства Российского везли к нам свои обычаи, традиции и верования. И кукол не забыли. Поэтому у нас бытовали обереги, которые были известны и в снежном Архангельске, и, скажем, на Дону.
Одна из самых важных кукол – «День и ночь» – символизировала сутки. Это могла быть пара фигурок – белая и темная – либо одна фигурка, но с одной стороны светлая, с другой – черная. Это оберег для жилища, а также (ни много ни мало) контроль всего мироустройства – чтобы день вовремя сменялся ночью, чтобы домочадцы были живы и здоровы. Днем хозяева выставляли вперед светлую сторону, а ночью – темную.
Кукла-Успешница – отличный подарок женщине. Обычно это женская фигурка в яркой одежде, с длинными косами и сумочкой-торбой через плечо. В сумочку надо положить монетку, чтобы хозяйка была богата, и зернышко – чтобы в доме никто не голодал. Дополнение специально для нашего просвещенного века: если положить в сумочку записку с конкретным пожеланием, то оно гарантированно исполнится. (Вопрос, откуда куколка знает грамоту, посчитаем провокационным и праздным.)
Накануне Вербного воскресенья в семьях делали куклу-Вербницу. Это тоже женская фигурка в нарядной одежде, в кокошнике и платке, в руки ей давали веточки цветущей вербы. Это был символ весны, быстрого роста, плодородия, радости и жизни. На куклу загадывали желание и с ней благословляли детей.
Для защиты хозяйских закромов делали куклу-Зерновушку – тоже в виде женской фигурки, но главное в ней не форма, а содержание. Внутри куклы был маленький холщовый мешочек, наполненный зерном нового урожая. Куклу хранили весь год «по месту работы» на кухне или в кладовой, а затем разбирали и обновляли содержимое.
Некоторых кукол мастерицы восстанавливали по сохранившимся музейным образцам и воспоминаниям сельских старожилов. Например, Роженица (Рожаница) – ее изготавливали молодым к свадьбе или супругам, у которых долго не было детей. Ее традиционный облик дополняли фартуком-люлькой, в котором спрятана крошечная куколка-Пеленашка, или же Новорожденный.
Заманиха, помпончики и Зосима-пчельник
Есть несколько кукол, которые, как утверждают знатоки, известны только в нашем крае. Или их облик чем-то отличается от бытования в других регионах. Это Веснянка-сеятельница, Светозар, Заманиха, Громница, Семик и Семичиха.
Накануне Троицы седьмая неделя после Пасхи называется Семиковой. Смысл Семика – прощание с весной и встреча лета. В этот праздник славят цветущую растительность, проводят обряд «заламывания трав» и березовых веток. По домам ходят ряженые. С собой они обязательно берут особую пару кукол – Семика и Семичиху. От имени этих кукол гости желают хозяевам добра и благополучия. В ответ получают сладости.
К концу дня куколок усаживали под березу, которую ярко наряжали, и водили вокруг них хороводы. Здесь же накрывали большой праздничный стол.
Семик и Семичиха – не просто куклы, это супружеская пара. В знак крепкого союза их руки связаны зеленой ниткой или ленточкой. А символом плодородия служит округлый животик Семичихи и блинный кушак Семика, украшенный двумя помпончиками.
Собственно говоря, эта «сладкая парочка» известна и за пределами губернии, но специалисты уверяют: в нашем крае руки кукольных супругов соединены особым образом.
Простая кукла-Веснянка тоже известна в других регионах. Это игровая кукла, с которой встречали весну. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. При этом небольшая, с ладошку. Особой магической нагрузки она не несла, но все же считалось, что она оберегает своего маленького владельца. А вот Веснянка-сеятельница бытовала только на Самарщине.
Делали ее очень просто: наряжали в яркие тряпки полено, повязывали «фартучек», а в него насыпали зерно. Готовую куклу прикручивали к колесу и использовали при посеве. Считалось, что кукла помогала семенам быстрее прорасти.
Кукла-Громница известна только в нашем крае. Она изготавливалась для призыва первой грозы, а заодно для защиты детей. В том числе и от грозы. Верхняя часть платка на голове Громницы делалась в виде клюва – символа птиц, белый цвет фартука обозначал незасеянное поле.
Кукла-Заманиха помогала засидевшейся девушке приманить жениха. Почему-то колдовство работало только на праздник Масленицы, а потом, вне зависимости от результата, кукла становилась просто игрушкой.
Редкий случай мужского оберега – кукла-Зосима-пчельник. Известно, что в нашей области всегда было развито пчеловодство. В таком серьезном деле без заступничества высших сил – никак. Покровителем пчеловодов издавна считается святой Зосима, игумен Соловецкий. В честь него наши пчеловоды и стали крутить из холста мужские фигурки, держащие в руках желтые сверточки, перевязанные черными нитками. На удачу.
…Современные мастерицы-кукольницы не всегда придерживаются старых канонов. Выдумывают своих авторских кукол, а традиционным придумывают новые детали и значения. Ну и что? В конце концов, чудеса творят вовсе не куклы.
Лидия Любославова, старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея
Иллюстрации предоставлены автором