Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Мы сегодня входим в лес, полный сказок и чудес!

Если вы думаете, что автор старается развенчать мифы вокруг Самарской Луки, то сильно ошибаетесь. С моей стороны это было бы нечестно, потому что за пятнадцать лет пеших походов по Луке кое-что необычное все-таки наблюдалось. Буквально ни одна экспедиция не обошлась без происшествий, которые с позиций науки объяснить трудно. Мы зафиксировали около 30 таких эпизодов. Картин «Мирного города» и «Храма зеленой Луны», честно скажу, не видели и в пространственно-временную аномалию не попадали. Но рассказать есть о чем.

Золото партии

Для начала – о том, как рождаются мифы. Сейчас буквально на наших глазах создается очередной «сезон» вечного сюжета о жигулевских кладах. Только теперь клады зарывает не Стенька Разин, а наши современники.

Одну такую историю рассказал автору этих строк бывший директор Института экологии Сергей Саксонов (покинул наш мир в декабре 2020-го). В 90-е годы он работал в Жигулевском заповеднике. Однажды к нему в кабинет пришел старичок и попросил сходить с металлоискателем в одно из ущелий около берега (на Луке их называют оврагами). На вопрос «зачем» признался: сидел там в лагере в начале 50-х, участвовал в строительстве поселков на берегу. И подсмотрел, как вохровцы что-то там в земле нашли и перепрятывали в шурф. Не иначе как клад. Саксонов в клад не поверил, но к оврагу все же прогулялся. Как и следовало ожидать, металлоискатель молчал как рыба. «Видно, место перепутал», – растерянно пробормотал старичок и ушел несолоно хлебавши. На том дело и кончилось.

У меня только один вопрос: почему опять про клады? Ведь никто никогда их на Луке не находил, но легенды о них неистребимы.

«Театр» в Елгушах

Это место аномальное даже без мистики. Судите сами: огромная поляна, на ней две карстовые воронки, которые то заполняются водой из ручейка, то осушаются. Как будто кто-то пробкой в ванне балуется – открывает и затыкает сток независимо от погоды и времени года. Геологи говорят: так и есть, где-то на дне воронки прячутся поноры, которые то забиваются илом, то прочищаются. Ясно же: шишиги купаются.

Но шутки шутками, а происшествия там случались.

Однажды мы ночевали вдвоем с дочерью вблизи Елгушей. До самого озера не дошли, остановились возле небольшой воронки, наполненной талой водой – дело было ранней весной. Очень устали, поэтому поскорее приготовили еду и улеглись спать.

Мне долго не спалось – все-таки тревожно, ругала себя: надо же, сама поперлась куда Макар телят не гонял, да еще ребенка с собой потащила, хоть и совершеннолетнего… Но усталость взяла свое – задремала. Проснулась как от толчка и слышу: топ, топ. Тяжелые, но осторожные шаги приближались к палатке. Вот как вы думаете, что сделал бы любой человек на моем месте? Уж точно высунулся бы наружу посмотреть, сказать «здрасьте» или заорать «а ну пошел вон, рогатый!», в зависимости от увиденного. Но… я этого не сделала, потому что опять провалилась в глубокий сон. Мне снилось, что какие-то люди пытаются вытащить нас из палатки, а я отбиваюсь и объясняю им, что пойти с ними не могу, потому что не успела выполнить редакционное задание.

Утром я спросила дочь, не слышала ли она шагов. «Да, – ответила она. – Только я подумала, что это сон».

Мы долго искали следы ночного гостя, но так и не нашли, хотя земля была влажной.

…В другой раз я ночевала возле озера одна. Сидела на краю поляны у костра спиной к лесу и смотрела представление. Природа сделала все, чтобы зритель не скучал. Сначала в сумерках заухал филин. Потом я увидела, как через пустошь прямо ко мне идет целая процессия. Первой мыслью было бросить все и сбежать в лес. Добрые люди в темноту по лесу не шастают. Но тут же решила: подожду. Может, это не бандиты, а такие же туристы. Хотя тоже приятного мало: в лучшем случае будут всю ночь орать песни, в худшем – полезут знакомиться. Все эти мысли пронеслись в одно мгновение, а толпа так и осталась вдалеке. Стоп! Это же не люди, это животные пасутся. Явно на четырех ногах, вон детеныши в сторону побежали, играют…

Тут я заметила, что костер почти погас, и отвернулась всего на пару секунд – подбросить дров. Когда снова взглянула на поляну – на месте ночных гостей торчали только коряги.

Не успела перевести дух – новое видение. Светящийся объект появился на большой высоте и бесшумно двигался с юга на север, в сторону аэропорта. Визуально он напоминал очень крупную звезду. Вдруг со стороны Курумоча послышался гул двигателей: наперерез объекту взлетал самолет. Объект остановился (!) в воздухе, плавно свернул в сторону, описал кривую и исчез, как бы растаял. Честно говоря, я думала, что он мне тоже привиделся со страху, но утром, когда я воссоединилась со своей группой около горы Верблюд, другие участники похода кинулись ко мне с вопросом: «Ты НЛО видела?» Значит, не привиделось! Может, это и есть Кереметь?

Каменный Дед передал привет

Обман зрения или слуха, как мы знаем, возникает в особых ситуациях (сильное истощение, воздействие неких химических веществ, психическое заболевание), и человеку в нормальном состоянии, согласитесь, обычно нечего их опасаться. Тем не менее мы испытали это на себе. Как-то раз в июне наша группа прошла по южному берегу Самарской Луки от Шелехмети до Осиновки. Двигались по верху, по скалам, по сильно заросшей тропе. В районе скалы Вислый Камень самый юный участник (он шел впереди всех) заметил закутанную фигуру слева от тропы, то есть над самым обрывом. Пожилой мужчина в балахоне перешел тропу и слился со скалой. Самое интересное, что мальчик не знал о публикациях группы «Авеста», где приводились похожие эпизоды – встречи именно со стариком, исчезающим в скалах.

Кстати, эта история получила продолжение во время ночлега в палатках. Мальчик, видевший старика, вдруг проснулся, подскочил и стал спрашивать, где этот человек. «Его зовут Александр, он нам рюкзаки помог донести, только что здесь был!» – уверял он.

Ищу тебя среди чужих пространств и веков

Самый массовый случай дезориентации в пространстве в нашей компании произошел в сентябре недалеко от Лысой горы в Морквашах. Мы вчетвером шли по тропе от долины в глубь леса. Спустившись с горы в овражек, заметили в траве грибы и остановились буквально на несколько минут. Ахали, восторгались, прятали добычу в рюкзак. Потом встали и… абсолютно потеряли направление. Развернулись на 180 градусов и пошли в обратную сторону. Интересно, что из четырех человек один не потерял ориентации и убеждал остальных, что они идут не в ту сторону. Но мы не поверили, пока не гребне горы не увидели все те же Моркваши, покинутые час назад. Это был шок!

А летом в урочище Ануровка произошло прямо противоположное явление. Мы искали единственный в той местности источник, но без точной карты и проводника это было практически невозможно сделать. Если вы когда-нибудь там были, то знаете, как выглядит эта местность: выпуклый участок плато, покрытый редколесьем, расчлененный оврагами – отвершками Аскульского оврага, множество дорожек и троп. Так вот, получилось так, что мы безошибочно свернули с главной дороги на нужную колею. Лозоходцев и экстрасенсов среди участников нашей группы не было, и объяснить свой точный выбор мы не смогли.

Кроме потерь людей во времени или пространстве, рассказывают и о необъяснимых потерях и находках предметов. Кто-то, например, нашел в глухой чаще сувенирную трубку, потерянную год назад. А наш мальчик потерял перочинный нож. Бывает, скажете вы, и будете правы. Но есть нюанс. Мальчик баловался ножиком, бросая его впереди себя на тропу. И нож бесследно исчез. Точное место – гребень горы, остатки археологического памятника – земляного вала, насыпанного в раннежелезном веке. Ради точности эксперимента мы сделали остановку и искали потерю около 40 минут. Трещин в грунте и карстовых провалов в радиусе 15-20 метров от места предполагаемого падения ножика не обнаружили, самого ножа тоже. Наверно, Хозяйке не понравилось баловство, и она отобрала игрушку.

Эпилог

Разговор о необъяснимых случаях на Луке можно продолжать долго. Например, о том, как автор этих строк, опаздывая на паром в Рождествено, покрыла 14 километров за два часа быстрым шагом. (Задача для меня заведомо невыполнимая, свои физические способности оцениваю трезво.) Или о том, как на маршруте через Чарокайку намертво вышли из строя единственные на всю группу часы. Дома они пошли сами, как ни в чем не бывало. Или о том, как мы заблудились на пути от Яблоневого Оврага к Молодецкому кургану и потратили на дорогу целых 9 часов… Объяснить происходящее не смогу – не хватает данных. Может, найдутся специалисты, помогут разобраться?

Лидия Любославова, старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея