Время новых загадок
Говоря о мифологии Самарской Луки, мы до сих пор рассматривали только исторически сложившиеся верования, бытующие среди коренного населения. Но вот еще одна загадка: в наш век интернета и полетов в космос эта удивительная территория продолжает творить все новые и новые истории о «непознанном».
Генератор мифов
Новые мифы рассказывают уже не местные жители, а заезжие горожане – туристы, исследователи, оккультисты, писатели и художники.
Пик интереса к теме пришелся на конец XX – начало XXI веков. Это вполне объяснимо: атеизм официально «отменили», материализм вслед за ним пошатнулся на своих позициях. Опустевшая ниша в головах населения начала заполняться чем попало: баснями Кашпировского и Чумака, измышлениями Рона Хаббарда и Сёко Асахара, не говоря уже о «практиках» всевозможных магов, колдунов, гадалок и астрологов. Для загадок Самарской Луки настал звездный час.
Кто только не приложил руку к этой заманчивой теме. Газеты, радио и телевидение рассказывали об «уникальной геомашине», «палеоконтактах», мохнатых гоминидах, подземных лабораториях и временнЫх петлях. Исследователи (с профильным образованием и без оного) протаптывали тропы в нехоженых чащах, адепты новейших эзотерических учений напитывались праной на крутых лбищах гор, а оборотистые дельцы прокладывали платные маршруты для неофитов. Их стараниями Самарская Лука получила новую ипостась: таинственный мегаобъект, сотворенный высшими силами для выполнения некой космической миссии. Соответственно, ее свойства выходят за рамки известных законов физики и других наук, и ожидать от нее можно чего угодно. А можно изучать, открывать тайны и использовать их по мере возможности.
Исследователей «непознанного» было много: Татьяна Макарова и созданная ею Тольяттинская уфологическая комиссия, этнограф Кирилл Серебренитский, группа «Авеста» и многие другие. По итогам изысканий публиковались статьи и монографии, снимались фильмы, читались доклады на форумах, а писатель Виктор Суворов (настоящее имя Владимир Резун) написал целый роман «Контроль», действие которого происходит на Самарской Луке и около нее. Правда, там обошлось без эзотерики, но зато отразились новые мифы о советском прошлом. Рекомендовать эту псевдоисторическую макулатуру ни в коем случае не буду.
Судите сами. По идее автора, строительство Волжского гидроузла затевалось с единственной целью: скрыть за ним более грандиозный проект – подземный город под Жигулями. Видимо, автору было невдомек, что такие сооружения в рыхлых осадочных породах просто не получатся.
Поэтому перейдем сразу к более серьезным исследованиям.
«Миражи, миражи над горизонтом»
Основателями группы «Авеста» были жители Самары Игорь Павлович и Олег Ратник. Они не ограничивались записью текстов о загадках Луки, но пытались опытным путем докопаться до истины. Примерно с начала 80-х годов они в течение 20 лет кропотливо изучали и новые, и старые мифы Самарской Луки: не просто расспрашивали очевидцев, но и ходили в маршруты, спускались в пещеры, анализировали материал и публиковали его. Книги «Тайны и легенды волжских подземелий» и «Миражи над Жигулями», например, сразу стали бестселлерами для адептов «непознанного».
Выступая на форуме «Самарская Лука: легенды и реальность» (Тольятти, 2006), «авестийцы» поделились интересным наблюдением: почти весь материал, собранный ими, записан на условиях анонимности. Источники пожелали остаться неизвестными! Если Юрий Рощевский, записывая народные легенды, обязательно указывал данные сказителя, то авторы новых мифов решительно уходили в тень и требовали ни в коем случае на них не ссылаться.
Их можно понять: люди грамотные, на серьезных должностях, доктора-учителя-инженеры, и вдруг рассказывают такое, что ни в какие ворота не лезет.
Например, пресловутый «Мирный город». Его якобы видят время от времени в разных уголках Луки, но чаще всего около берега Волги. Появляется он обычно с рассветом. Призрачный город или парит над горизонтом, или отражается в воде, или сливается с реальным пейзажем. Говорят, в 2002 году возле Ширяево его даже засняли на видео. Видевшие этот мираж рассказывают, что он похож на средневековую крепость с каменной стеной и квадратными башнями.
Ученые объясняют эти видения рефракцией, но у эзотерично настроенных граждан своя версия: все дело в «многомерности пространства-времени. Согласно данной гипотезе, при определенных условиях здесь можно увидеть удаленные части не только планеты Земля, но и Вселенной», – объясняют они.
«В пещере угрюмой под сводами скал…»
Другой пласт историй, записанный «Авестой», – о загадках подземелий. Начало обычно одинаковое. Очевидцы рассказывают, что заблудились и попали в глубокую пещеру, не обозначенную на карте. Далее сюжеты поворачиваются в разные стороны. Кто-то видит «замороженных животных, среди них были медведи, стоящие на задних лапах», кто-то встречает странных людей. Описан, например, случай, когда заблудившийся турист увидел пещеру, закрытую массивной дубовой дверью. Оттуда вышел симпатичный старичок и вручил обалдевшему парню связку писем. Объяснил, что «их написал когда-то гимназический друг, ставший потом отшельником… – И добавил: – Можешь использовать эти письма, как будет угодно». Рассказчик заверил, что письма были реальные, никуда потом не исчезли и он часто их перечитывает. Вещественных доказательств, впрочем, не предъявил.
А вот другой рассказ из книги «Тайны и легенды волжских подземелий»: «Группа спелеологов пришла как-то на гору Верблюд. Вечером пошли собирать сучья для костра. Все вернулись, а одного нет. Кто-то видел: прибегал за лопатой, мол, щель нашел, кажется, вход в пещеру. Над ним посмеялись: место-то тут хоженое-перехоженое, откуда ей тут быть? А парень как сквозь землю провалился. Пошли на поиски с фонарями. Стали кричать – вроде отозвался кто-то. Двинулись на голос. Пропавший стоит на тропе, видят: он вроде не в себе. Когда отошел немного, рассказал:
«Заметил щель в скальной стене, спустился вниз и попал в темный подземный зал. Вдруг под сводами пещеры сияние. В этом сиянии возник старец и говорит: «Рано тебе сюда». И исчез. Перепуганный исследователь и не помнит, как оказался на поверхности».
Спелеологи решили, что все это ему привиделось.
Подобных историй записано довольно много, но, как говорится, есть нюанс. Никаких вещдоков, кроме смазанных фотографий весьма сомнительного качества, Павлович и Ратник не представили. Хотя, по их словам, необъяснимого на пути было много: и темные призрачные тени за ними крались, и дезориентация в пространстве имела место, и необъяснимые совпадения.
Есть и другой момент. Очень жаль, но внятных объяснений происходящему в их трудах как не было, так и нет. Хотя есть очень любопытные сопоставления чудес Самарской Луки с явлениями мирового фольклора. Словом, труды группы «Авеста» почитать будет все же интересно. Тем, кто в теме.
В следующий раз поговорим об исследованиях Татьяны Макаровой и ее уфологической комиссии.
Лидия Любославова, старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея