Борис и Глеб – поспел хлеб
2 августа – Ильин день
День рубежный и памятный.
У Даля: «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает. Первый сноп, первый осенний праздник».
А вот эта примета из примет для селянина: «На Ильин день дождь – будет мало пожаров; вёдро – много».
Это был праздник первого снопа. Зажинала его старшая в доме женщина – свекровка или старшая невестка. Украшенный цветами, он стоял в переднем углу под самыми образами. Мельникам перед Ильёй выпадала срочная работа смолоть первое жито зажина на пироги и курники.
Конец купального сезона в наших местах. «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается».
Месяцеслов предупреждает: «Придёт Илья, принесёт гнилья».
«До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина и на кусте не сохнет».
Если сенокос – это главным образом мужская страда, то жатва – в основном бабья надсада. В поле выходили все: и кто с грудничком, и кто на сносях. Рожать русским бабам в поле в эту страдную пору было не в диковинку.
4 августа
Памятуется мироносица равноапостольная Мария Магдалина – самая любимая ученица Спасителя.
В христианском мире Мария Магдалина считается покровительницей раскаявшихся блудниц. До того как по наитию свыше принять иноческий сан и удалиться в пустыню, Мария вела весьма и весьма греховный образ жизни. Пример спасения и святости её показывает нам, многогрешным, сколь Господь Бог и Спаситель наш человеколюбив!
Особым почётом, рассказывали, Мария Магдалина стала пользоваться в Самаре во время и после царствования Екатерины Второй. Матушка императрица в попечении о нравах в первопрестольной выслала из неё несколько сотен девиц не шибко «тяжёлого» поведения, коих в старину блудницами прозывали. Такая зачистка по монаршему повелению была вызвана коронацией императрицы в Москве, чтоб ничто не отвлекало москвичей от изъявления высоких чувств к её величеству. И, пишут, якобы по большей части в Самару их и выкомандировала!
Надо ли говорить, как после такого десанта красоток и милашек преображались по вечерам самарские улицы?! Но ненадолго – по вечерам-то. Попечением полиции и душеспасительными беседами и увещеваниями самарских батюшек довольно многие (верить, или не верить этому, что «довольно многие»-то?) из пришелиц московских по примеру Марии Магдалины встали на путь душевного и телесного трезвления и благонравия.
Поверье было: в поле в этот день не работать – гроза убьёт.
6 августа – «Борис и Глеб – поспел хлеб» (Даль)
Лучше не скажешь! Гроза не гроза, а поспешай-ка, селянин, загружать снопами воза! Да на гумно их, под овинную крышу. Насколько я знаю, ни в Аскулах, ни в окрестных сёлах во время сенокоса и уборки никого ещё в поле молнией не шандарахало.
7 августа – Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы
Даль: «Анна припасает утренники». Примета: «Если утренник холодный – и зима холодная».
В этот же день памятуется преподобный Макарий. Даль: «На Макария Нижегородская ярмарка именинница». На всю Россию-матушку своими товарами славилась она, да и зарубежные купчишки не гнушались заглядывать сюда за добротным русским товаром…
9 августа – Пантелеймон, Палей
У Даля на сей день такое вот предостережение: «Кто на Палея (Пантелеймона) работает, у того гроза спалит хлеб». А у самаролукцев на это такой ответ был:
Добрый мученик Палей
Мужика гонит с полей.
Не боись, мужик, Палея –
Знай работай веселее!
Потому как давно-давно замечено: «Если на все приметы полагаться, то без сена и без хлеба можно остаться».
Грустная поговорка этой поры: «В августе до обеда лето, а после обеда – осень». А ещё: «Август – месяц холодных рассветов, обильных рос».
Даль: «В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять». А вот бабам, по его словам, в августе праздник – с раннего утра до позднего вечера в радостных трудах пребывают: ягоды-плоды собирают как в поле и лесу, так и в саду, и варенья варят, и овощи консервируют и засаливают. Зимой всё приберётся, особенно у кого семья большая. Ну не радостно ли будет молодой хозяюшке все эти августовские припасы потом на стол выставлять – как для домочадцев, так и для гостей?
Раздел ведет Анатолий Солонецкий