Летний дождь осенним перебивает
22 августа – Матфей Змеесос
Приближение осени всё ощутимее. Воздух становится прохладнее, чаще появляются тучи. «Матфей ненастье подпускает, летний дождь осенним перебивает».
С днем Матфея (Матфия) связывали недоброе поверье: мол в это время к коровьему вымени цепляются змеи и высасывают молоко (отсюда и прозвание). Скот старались не пасти и блюли всяческие ритуалы и обычаи. Старались доить корову без «лишних глаз», чтобы не сглазить кормилицу. Подойник не ставили ни на стул, ни на кадку, чтобы не упал и не разлилось содержимое, а то у буренки может молоко пропасть.
23 августа – Лаврентий
«На Лаврентия смотри в полдень воду: коли тиха, не волнуется, лодки спокойно стоят, осень будет тихая и зима, без метелей». Стародавняя мудрость народная: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».
«Много ягод – к холодной зиме». «Утки и гуси сильно полощутся в воде – на дождь, притихли – на грозу».
Животные начинают готовиться к зиме. Птицы собираются в стаи, многие при этом линяют – то и дело их отсохшие перья попадаются. Самый ранний отлет у соловьев, стрижей, куликов и иволги. А ласточки уже на Спас убрались. Как говорится, подобру-поздорову. И «домоседы» и «патриоты» синички тоже начинают кучковаться, стайками порхают в этот беспокойный период (видимо, и на них предотлетная горячка «эмигрантов» действует), хотя, вообще-то, эти красавицы и красавчики, что называется, «единоличники», не то что воробушки. Летом-то все в лесу да в лесу, а теперь к жилью начинают прибиваться. Авось тут посытнее будет.
Напомню: идет Успенский пост.
24 августа – Евпатий Коловрат
Страшный день. «Скачет белый конь по болотам, ищет всадника своего погибшего. На кладбища выходит, могилы раскапывает, оплакивает покойников жалобно. Вторят ему песнь странная да посвист удалой. Никому того коня словить не довелось, хотя многие видели».
В этой легенде отголосок старых сказаний времен монгольского ига. Погубил-де Батый хозяина коня, чудо-богатыря, что положил не одну сотню ворогов. С тех пор конь хозяина и ищет, а вторит ему дружина богатырская в надежде, что откликнется богатырь.
Выпить бы, чтобы жуть спугнуть, но нельзя: явятся предки усопшие да накажут по всей загробной строгости.
25 августа – Фотя Поветенный
«Фотя Поветенный хозяину покоя не дает – на поветь зовет». Было принято прибираться на поветях, где хранились упряжь, плуги да бороны. Нельзя было допустить, чтобы «на поветях черт ногу переломил».
Выпал с утра иней – к хорошему урожаю озимых в следующем году. Тепло и ясно – к урожаю белых грибов (немногочисленных в наших палестинах). Если дождливо – не будет продолжительного бабьего лета.
26 августа – Тихон Страстной
«Коли грибовно – так и хлебовно». Много грибов в лесу – урожайным и год удастся. Но следующий. «Порода» грибов, к слову, не оговаривалась.
27 августа – Михеев день
Обычно бывает ветрено. Начинаются холодные утренники.
«На Михея дуют ветры-тиховеи – к ведреной осени». «Михеев день с бабьим летом перекликается».
Не только селяне и дачники, но и лесные животные готовятся к зиме, обустраивают норы и дупла. Несколько раз доводилось наблюдать за хлопотуньей-белочкой. Ну как есть заботливая селяночка или горожаночка-дачница – ни минуты покоя не знает! Собираю как-то опятки. Гляжу, на валежном стволе осиновом рядки грибков разложены. Зыркнул вверх – она тоже свои бусинки на меня уставила: вот-де припёрся старый хрен – гость незваный. Ну-ка, дедушка Толя, убирайся с этой приметки – тут до тебя ее облюбовали. Ох, уж это старческое тщеславие! Не поскромничаю: возвратился в тот раз на эту полянку и щедро (без тряски рук!) штук пятнадцать, а то и все двадцать грибков наложил на этот ствол. Мол, знай наших! Ну, то бишь аскульских грибников.
28 августа – Успение
А в народе – Госпожинки (от молитвенного обращения «Госпожа Богородица»).
Очень почитаемый в народе праздник, особенно на селе. Наиболее почитаемы Госпожинки, примечал я, были у нас в Аскулах (бывшее Богородское как-никак) среди женщин, что, впрочем, вполне объяснимо. Пресвятая Богородица – Она и заступница, и покровительница, и утешительница, как и сама русская женщина – добрая и отзывчивая. Это же надо: они, даже потерявшие мужей на фронте, как наша соседка тетя Дуняша Кривова, пленных немцев, стоявших неподалеку, «жалели», по доброте душевной одаряли их подаяниями-милостынями (молоко, овощи). Они, видите ли, «не сами воевать-то пошли – послали их!». Кстати сказать, возвратившиеся с фронта аскульские фронтовики, узнав о такой благотворительности односельчанок, отнюдь не осуждали их. Такова уж, видать, натура у нашего народа, чем иные из наших «друзей» и беззастенчиво пользуются.
У этого дня еще одно наименование: Дожинки.
«Успенье – дожинки, окончание жатвы. Заканчивается уборка ярового, ведется посев озимого хлеба (клина)». Окончание жатвы отмечалось всем миром: «складчина, братское пиво» (Даль). «Озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья».
С Успения начало молодого бабьего лета, которое продлится до 14 сентября. «Молодое бабье лето начинается, а солнышко засыпается».
Раздел готовится по материалам Анатолия Мухортова (Солонецкого)