Магия примет народных
24 октября – Филиппова канитель
По церковному календарю – день святого Филиппа из Кесарии Палестинской. Апостол проповедовал, именем Христа творил чудеса, изгонял нечистого, исцелял. Благодаря ему многие уверовали.
А про канитель – и вовсе просто. Так именовали своеобычные к этой поре дорожную грязь и распутицу. Коли куда ехать, селяне так и говорили: «Некогда канителиться». Но оговаривались: «Сам Филипп к печи прилип – так дороги развезло».
Снег с утра на Филиппа – к студеной зиме. Реки замерзали? Надобно походить по льду – к деньгам. Если же на Филиппа продолжается листопад – к тяжелому году…
25 октября – Пров
«На мученика Прова наблюдают за звездами и гадают по ним о погоде и урожае. Яркие – к морозу, тусклые – к оттепели. Много ярких звезд к урожаю».
Так и вижу некоего земляка своего самаролукского незапамятных времен. Вот вышел он из избы этим вечером, скажем, «до ветру». В небесный свод свой взор на досуге повперял. А возвратившись, свою благоверную порадовал сообщением: «С хлебушком, старая, на будущий год будем!» Ну, бабенки-то самаролукские, они и тогда были – палец в рот им не клади. А посему интересуется она у в радости пребывающего благоверного своего: мол, не ангел ли тебе напророчествовал? Нет, говорит, выйди сама на улицу и погляди, какое на мученика Прова небо звездистое! А это, старики сказывали, верный признак … А та так ему и не дает докончить про «верный признак»-то: «Старики еще когда говорили, что в Москве около самого Кремля кур доили!»
А я вот, неверие и скепсис той селянки не разделяя, оптимизм предка своего по-мужски доверчиво приемлю. Ибо: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете…». В той многотрудной и коварной капризами природы жизни любой лучик надежды согревал крестьянское сердечко. Да и та «старая карга» «неверная» (в смысле неверующая-недоверчивая) своей соседке «благую весть» о будущем урожае наверняка передаст. И ей в «светлое будущее» тоже верить хочется. Такова вот она, магия примет народных.
Еще вот одна: «Много-много-много ярких звезд – это еще и к урожаю гороха»…
26 октября – Иверская
У православных праздник в честь чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, именуемой также Привратницей (Вратарницей). Иверской иконе Божией Матери молились об избавлении от бытовых неурядиц, защиты от пожара и об умножении плодородия. Просили утешения в горе…
27 октября – Параскева Пятница
В народе, у сельских мужиков, она Парасковия-грязниха, порошиха (не слякоть, так пороша). А вот у селянок наоборот – была одна из самых любимых и почитаемых святых: «Параскева Пятница – бабьим бедам и радостям причастница».
Многотрудна и злосчастна издревле-издавна судьба русской женщины. Ученые подсчитали: за последние пятьсот лет на Руси было более четырехсот войн. И кто больше всего страдал от них? Женщины – матери, жены и дочери. Погиб воин – плохо ли ему как «положившему жизнь за други своя» в раю? А вот как одинокой матери без сыновней помощи? Как многодетной вдове коротать оставшуюся жизнь? А дочке-безотцовщине и, стало быть, бесприданнице каково? Вот поэтому-то Параскева Пятница, сама много претерпевшая в этой жизни, так и пришлась по душе русским женщинам.
Самой Параскеве «счастье» привалило уже после кончины. Тело ее где-то на окраине родного города превратилось в мощи и стало мироточить и чудотворить. Вот и перенесли его в храм…
28 октября – Ефимий Осенний
«Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, на природу сон навевает». И то! Зима близится, всякое животное, всякое дерево-растение готовится к ее приходу.
А с приближением зимы активизируется и нечистая сила. Шишиги наши самаролукские или, например, кикимора, которая летом-то и приближаться к людям не смела. А вот, аккурат с Ефимия начинала мешать бабенкам и девицам в любом начинании. То пряжу спутает, то горшок разобьет. А увидеть злыдню можно лишь, коли она сядет за ткацкий станок, чтобы работу ткачихи спортить. Тут-то и надобно ее крестным знамением осенить да попросить Ефимия о подмоге…
29 октября – Лонгины
В этот день в старину чествовали двух Лонгинов: Лонгина – сотника римского войска, несшего охранную службу во время распятия Христа, и Лонгина – «вратаря Печерского, в Дальних пещерах». Первого в царской армии чтила патрульно-постовая и комендантско-гарнизонная служба, а второго – «вратаря» – гражданские сторожа-привратники.
И при царе-батюшке их, «вратарей», немало было, а уж ныне их число возросло в разы (по количеству-массовости они уже обогнали даже шоферов и хлеборобов, не говоря уже о слесарях, токарях и электриках).
30 октября – Осия
«На пророка Осию колесо прощается с осью». Ну то бишь тележные колеса снимались и за ненадобностью более складывались в сарае до будущей весны. А сами рыдваны – на поветь, чтоб у двора не мешались.
В садах и об эту пору еще зеленеет сирень. Свежего ж веничка, чтоб в баньке попариться, не найти. А вы вот попробуйте-ка попользовать себя сиреневым веничком. Дюже, знающие люди сказывают, он при отложении солей исцеляет – сиреневый-то…
Рубрика готовится по материалам Анатолия Мухортова (Солонецкого)