На Иванову ночь звездно – много грибов будет
Вот и июль на дворе. Древние римляне назвали этот благословенный месяц в честь Юлия Цезаря. Древнерусское же наименование его – липец. В это время на радость пчеловодам и их пастве – пчелкам – липы цветут. По всем лесам и урочищам распространяется этот ни с чем не сравнимый благоухающий аромат.
Величали этот месяц на Руси еще грозовиком: грозы в эту жаркую пору такие, что лошади ушами прядают, а коровы от страха даже приседают. А еще жарником называли (до того, как климат из-за ГЭС у нас резко поменялся, весь июль, да и в августе жара стояла неимоверная – ниже 30 градусов температура не опускалась); страдником (время сенокоса и начала уборочных работ); серпенем (зажин ржи); сенозарником (в ранние зори утреннее сенцо косят. «Коси, коса, пока роса; роса долой – и мы домой»).
Приметы этого месяца:
«Утром сильная роса и туман – к хорошей погоде».
«Сильная роса – к ведру, сухорос (нет росы) – к дождю». «Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана – к ненастью».
1 июля – летний Федул
«Федул на двор заглянул – пора серпы зубрить, к жнитву готовиться». Вы не догадываетесь, откуда школьная зубрежка пошла? Видели бы теперешние школяры, особенно городские, какое это копотное дело – зубрение серпа, на котором не одна сотня насечек-зубчиков, – зубрежка формул и теорем показалась бы им прогулкой-набегом в соседский сад за яблоками!
2 июля – Зосима
У Даля про этот день так: «Зосима – пчелы мед запасают». Этот святой считается покровителем пчел – самых благородных и самых полезных насекомых (никому: ни людям, ни растениям от них нет вреда – одна польза). С пчелками-то никакой кризис не страшен – они всю вашу семью медком завсегда налакомят. Это я как правнук, внук, сын и племянник пчеловодов доподлинно знаю. Увы, увы, какая знатная пчеловодо-бортническая династия на мне, недотепе, прервалась.
6 июля – Аграфена-купальница
Очень радостный день это был в старину: начало купания в реках, на озерах и на прудах. То-то прельстительно было моим землякам (и землячкам) после трудового дня, пролив не семь, а все семнадцать потов на сенокосной страде, окунуться в теперь уже теплую водицу и смыть с себя пыль и соль.
Этот день был как бы кануном языческого празднества Купалы. Начинали его с того, что все по возможности ходили в баню. Любили париться молодыми березовыми веничками с вкраплениями целебных трав (духмянных-духмянных, как, например, душица и шалфей), не для того чтоб ароматами наслаждаться, а крепления здоровья для.
С Аграфены начинали собирать целебные травы (не коренья: они еще силу в себе не набрали). Их станем выкапывать после Корнилия – осенью.
7 июля – Иван Купала
Один из самых красивых и радостных праздников на Руси (увы, и по сю пору еще полуязыческой).
Истукан этого языческого божества стоял в Киеве на самом видном месте. Нашим предкам-славянам он виделся веселым и прекрасным юношей, одетым в легкую одежду и держащим в руках цветы и полевые плоды, а на голове венок из цветов купальниц. Это был бог лета, полевых плодов и летних цветов. Он был третьим после Перуна и вторым после Велеса. И чествовали его перед началом жатвы. И праздновали знатно. Возжигали большие костры, обычно на лесных опушках, как, например, в Аскулах. Добры молодцы и красны девицы, цветами увенчанные и ими же препоясанные, водили хороводы с плясками около огня, радостно распевая ивано-купальские хвалебные песни. А под конец, взявшись за руки, прыгали через костры, и у какой пары это знатно получалось, добрые люди примечали: после Покрова быть новому брачному союзу.
«На Иванову ночь звездно – много губ (грибов) будет».
«Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов».
Раздел ведет Анатолий Солонецкий