На златоуста поле пусто
21 ноября – Михайлов день
«С Архистратига скот загоняют на зимний корм» (Даль).
Всё, закончилась вольготная житуха для рогатеньких (скотинушки домашней – не чертей!). То свеженькой травкой мамоны себе набивали, а это на сенцо переходить приходится.
Про архангела Михаила такое у нас суждение было. Он же по небесному чину архистратиг, ну то бишь Главком Небесных Сил (Верховный, конечно, Сам Иисус Христос!). И вот что привиделось в стародавние времена нашему земляку дедушке Пантелею, о чем он якобы и не утаил от своих односельчан. Кажинный год в этот день Главком-архистратиг обращается к Верховному с прошением: устроить в день именин его михайловскую оттепель, дабы шибко славившие его в праздничном застолье, добираясь восвояси, ежели и упадали на улице, то не на груды мерзлой земли (зря, что ли, ноябрь в народе груднем прозывается?), а на землю мягонькую оттепельную.
Шутки шутками, а вот такой оттепели я не раз и не два сам свидетелем был: не иначе как все-таки благоволил любимый служивыми архистратиг-то к ним!
22 ноября – Матрена
«С Матрены зимней зима встает на ноги, налетают морозы». Начинался закол домашней скотинки.
Целый день, с раннего утра и чуть ли не до затемна, на ногах – и вы думаете, это каторжно было для колольщиков? Мне по сю пору видятся их озабоченные и вместе с тем (ей-богу!) воодушевленные лица. Вот уж воистину вдохновенным делом занимались они. Ну, не радостно ли было хозяину да и его сотоварищам созерцать это мясцо, которое всю зиму будет на столе, а частью даже и в тузлуке на лето будет засолено?!
С Матрены и до Филиппа (заговенья на Рождественский пост) на селе начиналась Мясная неделя.
На Матрену мясом сыт,
Да Филипп в глаза катит.
Шесть деньков Мясной недели
Чуть ни мигом пролетели.
В этот день «Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям».
23 ноября – Родион и Ераст
На Руси в этот день несли во храм хлеб и большой кус соли – освящать, а потом их скармливали скотине. Считалось, что с такого лакомства у животинок здоровья добавится перед зимовкой. Читал, что в силу традиции при покупке буренки новый хозяин мог потребовать у прежнего «придачу» – сухарь из освященного на Ераста и Родиона хлебушка.
На реках порой уже устанавливался лед, но непрочный. Запросто ломался под ногой или санным полозом. Отсюда и прозвище святого Родиона – Ледолом.
«Придет Родион – возьмет мужика в полон». Значит, через реку ни в лодке, ни на санях.
А еще: «Ераст на все горазд: и на холод, и на голод, и метелицу».
24 ноября – Федор СтудИт (землю студИт)
Случайно ли, Господи, такое прозвище церковное у преподобного Феодора Студита? Даром ли нас в детстве стращали: «На Федора Студита на улице будет сердито!»?
Эка, напугали-то! «Пусть-ка дедушка Студит нас напрасно не сердит. Всё равно никто из нас на печи не усидит!».
И на Студита продолжали колоть домашний скот – телят-полуторников, овец и коз перестарок, барашков и козлят. Скота держать старались побольше. А иначе на что жить было селянину, ну не на «палочки» же! Вторую свинью-то держали на продажу.
У взрослых сердца-то со временем позакаменели, а вот ребятне как тяжело было расставаться с ними! Они же воистину домашние животные-то! Чуть ли не год рядом с тобой жили! Вот, например, свинья – она и есть свинья: животное зело хитроумное и эгоистичное. К человеку у нее отношение сугубо потребительское: дай пожрать – и вся недолга. Но учеными замечено: по интеллекту свиньи почти не уступают нашим якобы (по Дарвину) старшим братьям – обезьянам.
Совсем другое дело – рогатенькие. Исключая овечек, конечно. Те хоть и ласковые, но туповатенькие, однако. А вот телята и козлята, те безраздельно ребячьи сердца покоряли. С того самого момента, как принесут его со двора ночью в избу, любовно облизанного маманей, – тщедушненького-тщедушненького. Стоит он в уголочке на тоненьких-тоненьких лыточках, покачивается. Того и гляди на пол грохнется. А у тебя, с печи за ним наблюдающего, сердечко-то жалостью исходится и нежностью переполняется.
25 ноября – Иван Милостивый
«Если дождь на Иоанна Милостивого, то оттепели до Введения». И в старину, знать, погодка-то ого-го как капризничала и всяческие фортели выкидывала.
Как в любую другую субботу повечеру во многих селениях самаролукских субботняя банька. Это, доложу я вам, как праздник! В старину об этом дне самаролукские мужики-охальники так шутковали: в субботу-де у мужика три праздника: баньку топят, блины пекут и, скажем «покорректнее», баб согревают.
26 ноября – Златоуст
В этот день церковь отмечает память Иоанна Златоуста, одного из трех Вселенских святителей и учителей (наравне с Василием Великим и Григорием Богословом).
«Созывает зима на Златоуста всю свиту – вьюги да метели – и дает им наказ оттепели унять».
Морозы становились крепче, мелкое зверье да грызунье пряталось по норам: «На Златоуста все поле пусто».
Было принято возносить Иоанну Златоусту молитву, чтоб ниспослал суд праведный над обидчиками и мздоимцами.
27 ноября – Филипп
«Иней на Филиппа – урожай на овес».
Увы, быстро-быстро пролетели эти две воистину благословенные седмицы, начиная с Кузьминок: одна – цыплячье-петушиная, другая, начиная с зимней Матрены, – уже говядо-свино-агницкая, когда на столе у селянина каждый день (ну у великопостников, кроме среды и пятницы) было мясное.
На апостола Филиппа заговлялись. Завтра начнутся Филипповки (так вот почему-то не «солидно» у нас Рождественский пост называется, будто он в честь апостола Филиппа). Пост 40-дневный. Сказать, что он был долгожданный для русского трудяги-селянина – это было бы преувеличением. Мягко говоря.
Рубрика готовится по материалам Анатолия Мухортова (Солонецкого)