Поездом на змеиную свадьбу
6 июня – Никита Столпник, Шиповников день или свобориное дерево
Считалось, что с этого дня начинается настоящее лето. Расцветает шиповник, который и называли свобориным деревом. Это колючее растение почиталось как символ любви, красоты и молодости. К нему даже приходили в расстроенных чувствах, чтобы успокоиться, а то и горе пережить. Верили: расскажешь кусту о своей беде – и на душе станет легче, а там и решение проблемы сыщется. Девушки умывались водой с лепестками шиповника, чтобы кожа была светлой и чистой.
Примета: «Цветы шиповника, одуванчика и фиалки закрылись среди дня – будет дождь».
7 июня – Иванов день, Медвяные росы
С этого дня на растениях появлялись «медвяные росы» — сладкое «молочко» тли. «Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется да больно выедает». Считалось, что такие «росы» вредят не только растениям, но и скотине и даже детям. А вот «настоящая» роса в этот день сулила хороший урожай. «Без росы и трава не растет».
Какая гадость для садовода скрывается за этим поэтическим названием: «медвяные росы»! Эти самые «росы» выделяет тля, когда ее «щекочут» муравьи. Они же и разносят зародышей тли на тыльные стороны листьев садовых деревьев и кустарников. Садовых деревьев-то! На обычных эта фря безобразничать несогласная! Чтобы избавить растительность от этой «заразы», надо наперво уничтожать распространителей ее. О, начинающие дачники, а вы не слушайте-ка досужие басни о том, что муравьи-де санитары садов! Санитары – это в лесу которые. Садовые – как есть наипервейшие вредители.
8 июня – Карп Карполов или Алфей-глинник
Алфей считается покровителем гончаров. Наряду с кузнецом (он же зачастую и жестянщик) у гончара-горшечника в старину была самая уважаемая профессия на селе. А что удивительного-то? За исключением чугунов и сковород, почитай, вся посуда была глиняная. Начиная от многоведерных логунов и кончая мисочками для сметаны, меда и варенья.
Примета дня: рыба часто появляется на поверхности водоемов — ближайшие дни будут отличаться сырой погодой.
9 июня – Федора
Нельзя было ссориться. «Федора за углом норовит узнать о худом», — говорили люди. И добавляли: «На Федору не выноси из избы сору».
Причем сору и в прямом смысле: избы в этот день не мели. Считалось, что домовой забирается под веник, и хозяйка может вымести его вместе с сором. А без домового – никуда. Дом долго не простоит.
11 июня – Феодосия колосяница
«Пришла Федосья – в поле колосья».
То-то радостная картина для хлеборобского сердца. И не только для предков наших, переживших голода двадцать первого и тридцать первого годов, но и страшный неурожай послевоенного сорок шестого года. Повторюсь: на всю оставшуюся жизнь мне запомнился запах каждое утро испекаемых бабаней картофельных лепешек, которые она «торовато», будто солью, притрушивала мучкой, а затем смазывала соевым маслом (трофейным, с Дальнего Востока привезенным).
12 июня – Исаакий
У Даля на этот день вот что: «Сажают бобы, приговаривая: «Уродитесь, бобы, и круты, и велики на все доли, на старых и малых».
Ныне интерес к стручковым поугас. А зря. Бобовые очень питательны. А по содержанию белка к мясу приближаются. Гоже было с ними поститься-то!
И вот еще что в Месяцеслове Даля на сей день: «На Исаакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу». Зрелище воистину не для слабонервных. «Не приведи бог еще раз увидеть такое!» – признался как-то в дружеском застолье наш сосед дядя Миша Подлипнов, человек отнюдь не робкого десятка: единственный в нашем селе Аскулы, кто вернулся с фронта с орденом Отечественной войны.
Раздел ведет Анатолий Солонецкий