Большую Рязань покинул «Сбербанк». И не обещал вернуться
Закрылось отделение, которое никто и никогда не видел без очередей. В селе ни банкоматов, ни терминалов самообслуживания. В ответ на массовую волну гнева целый московский офис банка с будто издевательским названием «Центр заботы о клиентах» очень «заботливо» предложил сельчанам пользоваться банкоматом за 11 километров от села, куда не ходит общественный транспорт. А посещать офис – за 23 километра, в Жигулевске. Формальная причина – некому работать. Но ее, как уверены люди, создал сам «Сбер».
Рыбаки да паломники
В этом селе, рыболовной Мекке Ставропольского района, сберкасса открылась 60 лет назад. А закрылась в один день, без объявления. Утром жители пришли к порогу и опешили. По словам Дмитрия Фирстова, главы поселения, в котором постоянно проживает около 1500 человек, она не пустовала даже зимой:
– Как ни зайду, всегда минимум по три-пять клиентов у окошка из числа местных, а также из сёл Брусяны и Малая Рязань. Летом же хвост очереди заканчивался вообще на улице благодаря сотням рыбаков, дачников, паломников, грибников, ягодников, туристов, любителей отдыха на воде. Потому что у нас рыбалка – только успевай забрасывать удочку, дачи, два огромных храма, известных по всей России, богатые леса, природа, турбазы и так далее. В общем, клиент был. Зачем закрыли?
Если опустить длинные казенные формулировки с деепричастными оборотами, то федеральный «Центр заботы…» так ответил сельской администрации: сотрудник покинул банк, ищем нового, банкомат – нецелесообразен, ближайший – в Сызранском районе (аж! – Прим. редакции), вот адрес.
Наверняка зная средний возраст сельских клиентов, «заботливый» спец «Сбера» прямо советует (документ есть в распоряжении редакции) старикам работать со «Сбером» в интернете и подключить услугу «Автоплатеж». А еще – может быть, но это не точно! – в Большую Рязань когда-нибудь заедет мобильный офис. Опыт других сёл нашего района показывает, что такое случается раз в неделю на пару часов.
Вспоминают банк только матом
Ушедший оператор сберкассы отказалась сообщить газете причину ухода и свою последнюю зарплату. Но намекнула: сейчас на место женщины банк ищет специалиста за сумму, которая в три раза (!) меньше, чем платили ей.
– Ну как сказать «ищет»… – развел руками Дмитрий Анатольевич. – Ищем – мы, а это я и всё село. Не называя конкретных цифр, скажу, что потенциальному сотруднику предлагают одну пятую часть ставки оператора городского офиса. Представляете, насколько это маленькие деньги? И как думаете, найдем желающего?..
Жителей возмущают не только неудобства, возникшие после закрытия сберкассы. Не меньше – сама ситуация, отношение банка, как объяснил старожил сельского поселения Анатолий Васильев:
– Банк ведет себя так, будто здесь проживают пару калек и давно не выходят из дома. Рыбаки и туристы не стесняются в выражениях, когда упираются в закрытую дверь «Сбера». Недавно принимал любителей рыбной ловли из Казани, так те смотрели на замок с широко открытыми от удивления глазами и матерились. У них такой уровень сервиса вызвал шок. Сколько, спрашивают, народа живет? Три села, говорю, полторы тысячи душ. Летом надо умножать на четыре с учетом гостей, дачников, рыбаков, отдыхающих.
«Сбербанк» возвращает нас в 90-е!»
Анатолий Михайлович доходчиво выразил общее негодование:
– Больше года назад в Брусянах закрыли почтовый пункт и единственный магазин. Это был серьезный шаг к вымиранию села. В июле с тремя нашими сёлами попрощался «Сбербанк». И если большерязанцам теперь до ближайшего банкомата 10 километров, то брусянцам больше 20, а до офиса – все 35. У «Почты России», например, долги на десятки миллиардов, и они сокращают издержки, ликвидируют сельские отделения. У главного же банка страны – сплошной прибыток, и он растет год от года. У них-то какие трудности? Сегодня везде поднимают людям зарплаты, а «Сбер», не самая бедная и маленькая организация, урезает. Какова логика?
А почетный гражданин Ставропольского района и житель Большой Рязани Алексей Вовченко объяснил:
– Как это так, закрыть «Сбербанк»? Помню, в «лихие девяностые» тоже хотели упразднить сберкассу – мол, невыгодно содержать. Знаете, как плохо было с деньгами в стране? Так мы всем селом ее отстояли, били во все колокола, куда только не обращались. И получилось! После того шума звонили банкиры из Москвы: «Успокойтесь, Алексей Васильевич, не тронем отделение в вашем селе, пользуйтесь!» То есть сейчас «Сбербанк» обрекает нас на то, на что не решился в более тяжелую эпоху, 30 лет назад… В голове не укладывается!
В беседе со «Ставрополем-на-Волге» сельчане поделились справедливым, в общем-то, мнением, что – в отличие от многих других частных банков – этот выполняет еще и социальную функцию, давно став важнейшим звеном кровеносной системы России. Но, возможно в погоне за прибылью забыл об этом в отдельно взятой Большой Рязани – где, повторимся, его офис никогда не пустовал…
Василий Лаптев