Не стало Героя России Григория Кириченко
Только что, в канун Дня Победы, вспоминали с водителем Олегом Сёминым, как общались с Героем Российской Федерации Григорием Сергеевичем. Вспоминали его радушие и гостеприимство, его вечную готовность общаться с людьми. А до этого года три, пожалуй, не вспоминали.
Эту фотографию я сделал в доме Кириченко в Ягодном без малого пять лет назад, в июне 2019-го, когда потребовался парадный портрет героя для какой-то областной то ли доски почета, то ли аллеи памяти. Пожалуй, парадным он не получился – в доме не нашлось подходящего «студийного» фона, и мы, как это бывало в деревне (а он ведь деревенский, с луганщины), повесили на стену сарая неглаженую белоснежную простыню.
Ладно складки – они-то хоть «подвластны» фотошопу. Другое дело – глубокие морщины, каждая из которых – зарубка на память «о былых пожарищах, о друзьях-товарищах». Они, наверное, тоже «реставрируются» на раритетных фото, но это святое: морщины, как и раны, украшают мужчину, воина…
Впрочем, насчет ран – не уверен. Кто теперь скажет, сколько таких зарубок (да ладно на лице – на сердце!), каждая из которых сама по себе и боль, и награда, носил участник афганской и чеченской войн Григорий Кириченко. Где была та самая глубокая зарубка, полученная им без малого тридцать лет назад, когда в новогоднюю ночь 1995 года в Грозном старший техник 1-й роты 81-го гвардейского мотострелкового полка 2-й гвардейской танковой армии Приволжского военного округа, старший прапорщик, Кириченко сумел вывезти с поля боя 68 раненых солдат и офицеров. Представьте, сколько чужих жизней сохранил, рискуя своей под свинцовым градом! Та, самая глубокая, зарубка «увенчалась» в июне того же 1995-го звездой Героя…
Григория Сергеевича похоронили на Тольяттинском городском кладбище, на Аллее Героев.
Андрей Славин