Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Службе семьи Самарской области исполняется 29 лет

Коля пришел на линейку первого сентября нарядным и счастливым. Он ничем не отличался от других первоклассников. Однако по ряду причин директор школы забил тревогу, и уже на следующий день мальчик был отправлен в реабилитационный центр.

Это случилось в одной из школ сельских поселений Ставропольского района, имя ребенка мы изменили по понятной причине. Слава богу в этой истории все закончилось благополучно. Специалисты муниципального казенного учреждения «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства муниципального района Ставропольский Самарской области» быстро решили проблему мальчика.

Об этой истории и работе управления мы побеседовали с ее руководителем Натальей Филипповой накануне 29-летия со дня образования службы семьи в Самарской области.

– Наталья Вячеславовна, так почему первоклассника отправили в реабилитационный центр?

– Дело в том, что накануне 1 сентября у этого мальчика мама уехала в неизвестном направлении, и в школу его привел мужчина, который не мог документально подтвердить свое родство с ребенком. На самом деле это был его биологический отец, ребенок проживал вместе с ним и бабушкой. Однако ни медицинского полиса, ни других документов на мальчика у них не было. В школе не стали закрывать глаза на неблагополучную ситуацию и обратились к нам в службу семьи. Мы провели большую работу, чтобы довести до понимания отца всю важность ситуации и необходимость помещения ребенка в реабилитационный центр. Мужчина согласился и буквально за два дня оформил все документы, нашел мать мальчика, установил отцовство и вскоре забрал сына из госучреждения. Чтобы и в дальнейшем оказывать помощь отцу в воспитании ребенка, он будет какое-то время находиться под нашим контролем. Надеемся, что мужчина справится с воспитанием мальчика. А может, и мать возьмется за ум.

– Обязательно ли в таких случаях помещать ребенка в государственное учреждение?

– Вы поймите, мы не преследуем цель отбирать детей у родителей по первому звонку, мы, наоборот, обеими руками за сохранение биологической семьи. Но в то же время мы не имеем никакого права оставлять ребенка с человеком, который по документам является ему чужим человеком. К сожалению, закон трактуется жестко и четко!

– Службе семьи Самарской области в этом году исполняется 29 лет. За эти годы внутри этого ведомства происходили разные изменения. Какими вопросами сегодня занимается ваше учреждение?

– Мы курируем два основных направления. Первое – защита прав и интересов детей-сирот и детей, проживающих в приемных и опекунских семьях. Второе – это работа с неблагополучными семьями. Прежде всего наши усилия направлены на профилактику социального сиротства. Мы выявляем неблагополучные семьи и работаем с ними. Делаем все возможное, чтобы предотвратить отлучение детей от родителей. Основная причина лишения родительских прав на сегодня стара как мир – злоупотребление алкоголем и наркотиками. Родители не хотят или не могут найти в себе силы бросить пагубные привычки. Наши специалисты курируют такие семьи. В случаях, когда родители не хотят менять аморальный образ жизни, нам, к сожалению, приходится прибегать к крайним мерам — временно помещать ребенка в государственное учреждение, а с родителями проводить соответствующую работу по исправлению образа жизни. Знаете, иной раз дети даже рады тому, что переезжают в реабилитационный центр. Ну а дальше – либо родители берутся за ум и прилагают все усилия, чтобы вернуть детей домой, либо приходится лишать их родительских прав. В последнем случае ребенок отправляется в детский дом, но чаще мы стараемся найти родственников и передать ребенка под опеку или в приемную семью.

– Разве бывают такие случаи, когда дети радуются, что попадают в казенные стены?

– К сожалению, бывают. Ведь детям живется очень не сладко в неблагополучных семьях. Понятно, что родную мать казенные стены никогда не заменят. Но как быть, если она бросает детей на несколько дней и уходит в загулы, оставляя малышей без еды? Иной раз дети сами не хотят жить с такими родителями. Недавно мы поместили в социально-реабилитационный центр 16-летнюю девочку, которая была рада туда переехать. Она выросла в неполной семье, мама все время уходила в загулы. Бабушка и дедушка состарились. Девочка стала ощущать себя никому не нужной и заброшенной, начала бродяжничать, искать себя. Поэтому наше решение отправить ее в реабилитационный центр она восприняла даже с облегчением. Там она сможет благополучно окончить 9-й класс и поступить в колледж.

– А как часто дети возвращаются в свои семьи после пребывания в реабилитационном центре?

– Почти всегда. Ведь если родители не лишены родительских прав, мы помещаем ребят в центр на время, пока отцу и матери дается шанс наладить нормальную жизнь – бросить пить, найти работу. Нередко подопечные нас радуют своими новостями. Вот в памяти всплывает затяжная история с одной мамой. После рождения ребенка она принялась активно устраивать личную жизнь – бросала ребенка у знакомых и уезжала в разных направлениях. В итоге малыша пришлось поместить в приют. После этого женщина пришла в себя – бросила пить, нашла работу, сделала ремонт в доме. В итоге матери разрешили забрать ребенка. Однако не прошло и года, как она снова сорвалась и пустилась во все тяжкие. Мы провели с ней серьезную беседу о том, что на этот раз ее ждет лишение родительских прав и последствия для ребенка могут быть не самые радужные. Женщина крепко задумалась и в итоге смогла начать новую жизнь. Она уже два года не пьет, пошла на повышение по службе. А когда встречается с нашими представителями, сама ужасается, как она могла так низко опуститься.

– Побольше бы таких положительных примеров. Наталья Вячеславовна, а как сегодня обстоят дела с приемными семьями?

– Мы стремимся к тому, чтобы детские дома когда-нибудь совсем опустели. В этом помогает такое семейное устройство детей, как приемная семья и приемные родители. Сегодня это профессиональные родители, прошедшие специальное обучение и принявшие ребенка на воспитание в семью.

Приемным родителям оказывается и государственная поддержка. На каждого ребенка выплачивается около 11-12 тысяч рублей (сюда включено вознаграждение родителю и средства на содержание подопечного). В Ставропольском районе число приемных семей стабильно растет. Сегодня в 83 приемных семьях воспитываются 169 детей. Причем если раньше люди предпочитали брать маленьких детей, то в последние годы счастье все чаще улыбается и детям-подросткам.

– Это радует. Спасибо вам за ваш нелегкий труд и удачи в дальнейшей работе!

Любовь Шабалина

vesti
15.09.2020