В Ставропольском районе ликвидируют стихийные свалки
Стихийные свалки – это уж точно тема из разряда вечных. И, что бы об этом ни говорили, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Но пока люди не ангелы (а только стремятся к этому всей душой) – за ними приходится убирать. О том, как ликвидируются несанкционированные свалки и какое наказание ждет нарушителей, которых отлавливают во время рейдов, рассказывает и.о. начальника отдела природных ресурсов и экологии администрации Ставропольского района Никита Котелев.
– Никита Игоревич, в числе одной из самых крупных в нашем районе называли несанкционированную свалку в Ягодном. Что там сейчас?
– Администрацией сельского поселения принимаются меры по ликвидации свалки: часть крупногабаритных отходов уже вывезена на полигон, сделана планировка территории бульдозером. Должен сказать, земельный участок, на котором образовалась свалка в Ягодном, – это паевые неразмежеванные земли, то есть здесь есть юридическая коллизия. Администрация поселения своевременно не обжаловала решение суда, согласно которому она была обязана ликвидировать свалку еще до конца прошлого года, и теперь самостоятельно занимается ликвидацией…
Также есть несанкционированная свалка в Луначарском. В 2020 году мы вывезли оттуда 171 кубометр мусора. Ограничили въезд на свалку бетонными блоками. Но я ездил туда буквально недавно, ситуация опять плачевная: люди с помощью техники растащили блоки и опять заезжают.
Нарушителей мы ловим постоянно: это и юридические лица, и обычные граждане. В летнее время на свалки везут в основном остатки зеленых насаждений: ими заполнены и все контейнерные площадки для накопления ТКО, и, соответственно, несанкционированные свалки. Также сваливают строительный мусор. Люди не хотят заключать договоры на вывоз мусора – эту услугу нужно оплачивать – и поэтому везут отходы на несанкционированные свалки.
– Нередко упоминается свалка в Хрящевке на улице Фермерской. Насколько я понимаю, речь идет о бывшем карьере, который уже десятки лет «приспособлен» под нелегальную свалку. Глава Ставропольского района Владимир Медведев дал указание активизировать работу по поимке нарушителей. И, я знаю, вы кого-то уже привлекали к ответственности.
– И неоднократно. На административной комиссии главу поселения привлекали к ответственности как должностное лицо. Привлечена и администрация поселения – за несвоевременную уборку и содержание общественной территории (по Закону Самарской области от 1 ноября 2007 года №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»), а также за нарушение особого противопожарного режима на территории Самарской области (свалка не раз горела).
И вот, буквально на днях, 13 августа, поймали на этой свалке местного жителя, который выкидывал мусор.
Из разговоров с нарушителями выясняется, что некоторые даже не знают, что свалки, куда они возят мусор, несанкционированные. На позапрошлой неделе поймали в Ташле мужчину, который привез мусор в прицепе. Составили протокол. Он говорит, что не знал, что свалка незаконна: просто привык, «все туда валят мусор»… Хотя и аншлаги есть, и на встречах с жителями им объясняют, что нельзя использовать несанкционированные свалки.
И мы объясняем тем, кого застигли «на месте преступления», что они нарушают закон, что для твердых бытовых отходов установлены контейнерные площадки. Многие отвечают, что таких площадок недостаточно.
– А на самом деле?
– Некоторые просто привыкли скапливать тот же строительный мусор, а потом все сразу везти на свалку… Конечно, здесь главам сельских поселений тоже есть над чем поработать. Я неоднократно направлял в администрации письма о том, что необходимо оборудовать площадки для накопления крупногабаритных отходов, потому что таких площадок в районе действительно мало. Но не все администрации поселений заключают договоры на покупку или аренду бункеров для крупногабаритных отходов. Это решило бы проблему образования новых свалок.
– Чем регулируется деятельность вашего отдела? Как финансируется?
– До 2020 года у нас действовала районная муниципальная программа по обращению с отходами. Мы заключили договор на оказание услуг по ликвидации свалок на сумму более 520 тысяч рублей. Помимо Луначарского, вывезли мусор с несанкционированных свалок в Бахилово – 27 кубометров, в Сосновом Солонце – 24 (и провели дробление остатков зеленых насаждений, там были большие кучи). В рамках того же договора, уже в этом году, в Тимофеевке ликвидировали свалку вдоль Хрящевского шоссе – там, где был строительный рынок. Мусор за соседними посадками копился годами, мы вычистили и вывезли 277 кубометров мусора. Кроме того, с крупной несанкционированной свалки в Ташелке вывезли 54 куба.
На пять лет, с 2021 по 2025 года, разработана и принята новая районная программа «Охрана окружающей среды на территории муниципального района Ставропольский». На полномочия нашего отдела, а они довольно широки, выделяется по миллиону рублей ежегодно. Половина суммы обычно идет на ликвидацию несанкционированных свалок.
Но конечно, этих сумм недостаточно, потому что свалки крупные и их ликвидация – дело дорогостоящее. Поэтому по возможности будем еще изыскивать средства. В том числе попытаемся включиться в федеральные и региональные программы.
– Может, стоит активнее привлекать администрации сельских поселений?
– Администрации поселений сами предпринимают какие-то меры. Но далеко не все, на самом деле, многие бездействуют. Вот такой пример: на границе сельского поселения Пискалы и микрорайона Поволжский есть большая многолетняя несанкционированная свалка. Ликвидировать ее не хотят, а может, не считают нужным. Аншлаг стоит, что запрещено валить мусор, нарушителям большие штрафы, но это не действует. Две недели назад поймали там КАМАЗ, который валил остатки зеленых насаждений. Машина принадлежит юрлицу.
– Нарушителей оштрафовали?
– Составили два протокола на администрацию сельского поселения: штраф за неуборку территории – 30 тыс. руб., за нарушение противопожарного режима (на свалке в одном месте горела сухая трава) – 10 тыс. руб. И штраф 10 тысяч на водителя КАМАЗа. Руководителя фирмы, которой принадлежит машина, ждем в начале сентября на составление протокола – и далее будем направлять материалы в суд на рассмотрение. Штрафы юридическим лицам за такие нарушения – 100-250 тысяч рублей.
К сожалению, опыт показывает: уговоры и разъяснения пока действия не оказывают – в большинстве своем люди понимают только язык штрафов.
– Есть еще темы, на которые стоит обратить внимание?
– Во многих сельских поселениях администрациями не заключены договоры на вывоз мусора с территории кладбищ. Вернее, они заключаются не на постоянной основе, а по необходимости – по мере накопления мусора. А по-хорошему, на каждом кладбище, на специально оборудованном месте, постоянно должен стоять бункер.
Есть еще одна проблема. Не все СНТ на территории района заключили договор с региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами, а это требование закона. На данный момент всем им отдел экологии направил необходимые предостережения. Срок исполнения предостережения – 60 дней, по истечении этого срока на тех, кто не исполнил данное требование, будет составлен протокол. Штраф СНТ, такой же, как юрлицам.
Но, должен сказать, здесь есть определенная динамика. Если в прошлом году договоры были примерно у 65 процентов СНТ, то в этом году планируем выйти на 80%. Правда, при этом некоторые идут в полный отказ: не хотят заключать договоры с региональным оператором, и штрафы их не страшат…
Андрей Славин