Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Главное слово – «душа»

Свое двадцатилетие отметили в Севрюкаево чувашский фольклорный ансамбль «Юрату» и вокальный ансамбль «Ивушки».

С заведующей севрюкаевским Домом культуры, руководителем и участницей обоих замечательных творческих коллективов Вероникой Климовой мы заранее условились о встрече. Разумеется, сразу договорились, что пообщаться с журналистом подтянутся все, кто сможет. Так и вышло: за накрытым в сельском клубе чайным столом собралась спетая компания.

«Наши девочки» – так называет Вероника Николаевна севрюкаевских певуний, многие из которых, как нынче говорят, «серебряного» возраста, а самой старшей – 78 лет. И поясняет: «Ну да, они для нас девочки. Мы черпаем у них оптимизм и жизнерадостность».

Коллективы делятся, насколько я понял, условно: все здесь поют и русские, и чувашские песни. Одни и те же участницы и там, и там. Есть еще рожденное десять лет назад трио «Купалье» (навеяно Иваном Купалой): Ирина Николаева – нынешний художественный руководитель севрюкаевского ДК, Евгения Сивцова, талантливый автор и исполнитель своих песен, и Вероника Климова.

«Весь наш коллектив как большой организм, – говорит Климова. – Все вместе…»

Напротив меня за столом – «самый первый участник», как представили Зою Дьяченко. Родилась в Кармалах, до пенсии жила и работала в Самаре на некогда гремевшем Четвертом ГПЗ.

– С детских лет пелось, конечно. И мама пела, и мы пели, – рассказывает Зоя Павловна. – В Самаре ходила петь в хор – и в своем цехе, и в ДК им. Кирова. И сольно пела. И так до самой пенсии. А потом приехала ухаживать за мамой, которая уже жила в Севрюкаево, думаю: а что я буду сидеть – ведь хочу петь-то!

Давняя участница и Елена Маркина – сельский библиотекарь.

– В севрюкаевской библиотеке работаю с 1995 года. Конечно, петь я начала попозже – стеснялась, наверное… С удовольствием пою. Для себя, для души, – признается Елена Михайловна.

Краткий экскурс в историю. Оба ансамбля – и «Ивушки», и «Юрату» («любовь» в переводе с чувашского) – оформились в Севрюкаево в 2003 году, когда сельский Дом культуры возглавила Галина Николаевна Деньщикова. Русский коллектив возник «с нуля», а вот чувашский был, что называется, возрожден. Или воссоздан, как хотите.

– В Кармалах был небольшой клуб, и заведующей там была мама нашей Елены Михайловны – Зинаида Гавриловна Исаева, – рассказывает Вероника Климова. – Там и был организован чувашский коллектив (тогда он еще не назывался «Юрату» – просто фольклорная чувашская группа). В том же ансамбле начинала петь и первая заведующая севрюкаевским ДК – Юлия Васильевна Аукова, которая впоследствии организовала Севрюкаевский чувашский фольклорный коллектив… Участницы групп реставрировали старинные национальные костюмы своих мам, бабушек. Позднее в Севрюкаево Галина Николаевна восстановила чувашский коллектив, который и назвали «Юрату». Участники ансамбля начали собирать старые песни первых коллективов. И мы до сих пор этим занимаемся. Какие-то тексты нам приносят дети в тетрадках бывших участниц, мы вспоминаем или сами придумываем мелодии. Нам это в радость. И старинные костюмы перешли к нам по наследству. Для нас большая честь в них выступать.

Оба севрюкаевских ансамбля – постоянные участники районных и региональных фестивалей. Фестивалей много: «Белоснежная вишня», «Рябиновые встречи», «От сердца к сердцу», «Ивушка» памяти Василия Алфёрова, «Живи и помни», чувашский национальный праздник урожая «Чуклеме» и «Кер сари».

Фестивали, конечно, хорошо, но главная аудитория для севрюкаевских певуний – родные сельчане.

– Мы и просто концерты даем, и дни села, и улиц устраиваем. И в Мордово ездим летом, на берегу выступаем. И Кармалы нас ждут. Пусть их там мало, но они бросают все свои дела: «Едет севрюкаевский ДК!» Кстати, в Кармалах живут старейшие участницы чувашского фольклорного коллектива Валентина Алексеевна Абрамова и Галина Владимировна Фёдорова.

Правда, теперь особо не наездишься – машина сельской администрации нынче «не на ходу»…

Бывало, принимали фестиваль и сами севрюкаевцы. До печально памятной пандемии здесь дважды проходил праздник чувашской культуры «Уяв».

«Десятки гостей приехали в село из Тольятти, Жигулевска, Березового Солонца, Поволжского и даже из соседней Ульяновской области. Хозяева встретили их с песнями и буквально с порога Дома культуры закружили в веселом хороводе. Ведь Уяв – праздник, на котором принято водить хороводы. В старину, кстати, символом праздника считалась береза, которую девушки украшали цветами, венками и лентами», – писала газета «Ставрополь-на-Волге» в мае 2019 года…

Словом, вспомнить им есть что. Вот и на сей раз: какая встреча без воспоминаний о былом и разговоров о «вечном»?

– Взять поколение наших родителей, – рассуждает Ирина Николаева, – они все пели. Доярки пели, а доярок было много. Все были хоровики-песенники.

И дальше – общий разговор: «Так колхоз был, а сейчас работы нет, все едут работать в город и живут многие в городе… И кто будет к нам ходить: молодых не осталось и детей в школе всё меньше. В этом году вся школа – тридцать человек!»

Еще одна больная тема – чувашский язык: в школе его не преподают. Уйдут старики, его носители – и кто продолжит традицию?

Но вот песня – она точно бессмертна, – считают продолжательницы песенных традиций.

– Наши бабушки – первые участницы хора – не думали, сохранится песня или не сохранится. Собирались для души, так же как мы, – рассуждает Вероника Климова.

Кого-то рядом с нами «уж нет, а те далече». Тепло вспоминают в Севрюкаево замечательного гармониста Николая Васильевича Рассудова – «единственного мужчину в нашем коллективе, человека с большой буквы». Любовь Сергеевну Горбанёву – «нашу душу» – дети увезли в Липецк.

Кто-то уехал в Саратов, кто-то – в Тольятти…

Но смена подрастает. По словам Вероники Климовой, хоть и меньше стало на селе ребятишек, но есть еще те, кто хочет попробовать себя в творчестве.

И резюмирует:

– Думаю, дело наше не умрет. Песня будет вечно. Счастливы мы, несчастливы – всегда поем. Как иначе это выразить? А спел ты песню – и на душе легче…

Слышите: опять «душа». И не просто к слову, не всуе помянута. Прав классик: «душа обязана трудиться». А еще она очень хочет петь, и одно другому вовсе не противоречит.

Сергей Мельник

vesti
23.01.2024