Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Добро пожаловать в «Лицедеи»

Руководитель коллектива «Лицедеи» Юлия Оренбурова.

До 20 марта во всех сельских поселениях проходят отборочные туры районного фестиваля самодеятельного народного творчества «Улица Театральная». В них могут поучаствовать все желающие, начиная с только что сформировавшихся самодеятельных коллективов, в которые объединились, например, одноклассники, коллеги по работе или соседи по улице. Насколько творческим, интересным, продуктивным бывает такое объединение, можно судить по театральному коллективу «Лицедеи» из Верхних Белозерок. Еще недавно о ребятах никто не знал, но в апреле 2016 года они блеснули на районном конкурсе «Молодежная весна», затем было много побед на различных конкурсах городского, районного и межмуниципального уровней, а в октябре они стали лауреатами I степени Международного фестиваля-конкурса «Синяя Роза», проходившего в ДКИТ Тольятти.

Все началось с острой темы

В чем же магия самодеятельного творчества? Накануне фестиваля «Улица Театральная» мы встретились с Юлией Оренбуровой, руководителем коллектива «Лицедеи». Она рассказала, что, будучи школьниками, ее ребята сначала участвовали в различных творческих программах праздников, проходивших в ДК Верхних Белозерок. Потом подросли, поняли, что готовы к более серьезной работе, и решили сделать отдельный полноценный спектакль. В успехе, конечно, сомневались. Но тема для первой постановки была выбрана настолько острая, социальная, актуальная для подростков, что они загорелись.

Спектакль назывался «Открой глаза» и рассказывал о проблемах нашего общества. О том, что каждый в этой жизни носит маски, о наркомании и высокомерии, об одиночестве и равнодушии, о потерях и любви. Юлия Александровна вспоминает:

– Когда мы начинали, было всего четыре мальчика, да и те зашли «просто погреться». Зашли… да так и остались. Постепенно они стали подтягивать в коллектив друзей, которых раньше никто из односельчан (а мне кажется, что и они сами себя) на сцене даже представить не мог.

Ведь основной костяк коллектива составили так называемые сложные ребята, отнюдь не пай-мальчики. По мнению руководителя коллектива, так называемые сложные ребята очень талантливы, артистичны. Потому что у них нет внутренних тормозов, рамок, за которые трудно вынырнуть! Они не работают на то, чтобы понравиться взрослым. Они не боятся быть собой, им все равно, что о них подумают.
Эта первая работа очень сплотила самодеятельных артистов. Благодаря сценическому успеху односельчане увидели подростков по-новому. Кроме того, «Лицедеи» поверили своему руководителю, хотя раньше ни о каком театральном творчестве представления не имели. Успех стал стимулом для дальнейшего творческого развития. Как говорится, да здравствует великая сила искусства!

– Юлия Александровна, а в чем, по-вашему, сложность работы с самодеятельным театром?

– В том, что дети подрастают и уходят. Они уезжают учиться, их забирают в армию, они создают семьи, у них рождаются дети. Жизнь идет. Ребятам надо зарабатывать – от этого никуда не уйдешь. А театр очень много времени съедает. Занятия у нас бесплатные, хочу – хожу, не хочу – не хожу. Но если есть материал, с которым ребятам интересно работать, вопрос дисциплины не стоит. Моя задача – этот материал найти, переработать и донести его до ребят. А еще удержать коллектив, набрать новых ребят и направить их в нужное русло.

Вместо слов – пластика

– Вы всех берете в «Лицедеи»?

– Да, мы принимаем всех желающих. «Лицедеям» 25 декабря исполнилось три года (отсчет мы ведем от нашего первого показа спектакля). На сегодняшний день состав практически полностью обновился. Место повзрослевших мальчишек-девчонок заняли новые девочки и мальчики. Сейчас костяк составляют 10 человек, в основном девочки, но, думаю, мальчишки еще подтянутся.

– Не обижаются, если главная роль не достается?

– Нет. Хотя амбиции есть у всех. В каждом спектакле я стараюсь, чтобы были задействованы все ребята. К каждому нужно найти свой подход, объяснить, почему сейчас играет именно этот человек, кого-то даже заставляю играть главные роли. Одинаково талантливыми все не могут быть, но если кто-то из ребят говорит, что хочет попробовать сыграть эту роль, то я даю ему эту возможность. И пока, если честно, ни разу не разочаровалась. Но иногда я, конечно, включаю авторитаризм – без этого нельзя, особенно с мальчишками. И все-таки пусть мальчики не предсказуемы, не ходят по струнке – работать с ними интересно, репетиции у нас весело проходят. Очень сближают общие мероприятия – поздравления с днем рождения, выезды на пейнтбол, например. Это нас сплачивает. Да, в любом коллективе все равно есть лидеры. Я работаю с ними, а они уже помогают выстраивать дисциплину в целом.

– Почему в ваших мини-спектаклях важную роль играет пластика?

– Все очень просто: в подростковом возрасте ребятам сложно высказаться с помощью слов. Им проще показать, что они чувствуют и как они чувствуют. Моим, по крайней мере, точно. И потом, сейчас так много говорят, слова настолько обесценились… У меня режиссерское образование, но 10 лет я занималась с детьми хореографией. По сути, сейчас мы ставим нечто среднее между спектаклем и танцем. Именно через пластику подростки открываются.

Сцена из мини-спектакля по повести Василя Быкова «Альпийская баллада».

Таланты и поклонники

– Откуда в самодеятельном театре берутся костюмы?

– Поскольку никакого спонсирования нет, стараемся обходиться минимумом костюмов и реквизита. Например, на второй мини-спектакль «Альпийская баллада» по повести советского классика Василя Быкова с пошивом полосатых костюмов из матрасной ткани помогла заведующая нашим ДК Елена Щербакова. Вернее, Елена Евгеньевна сама эти костюмы и сшила. Наши руководители – это и костюмеры, и гримеры, и сценаристы, и режиссеры, и даже актеры.

– Как театр изменил ваших воспитанников?

– В школе мальчишки мало проявляли себя, часто оставались в тени, как бы в стороне от насыщенной школьной жизни. А тут, наоборот, проявились так ярко, самобытно, талантливо, что многие учителя и даже родители, я думаю, были удивлены. Я помню, ребята так смущались от искренней похвалы в их адрес. Это же классно, когда в подростковом возрасте тобой восхищаются. На первых выступлениях их бил мандраж. Но постепенно привыкли к аплодисментам, вниманию, восторгам, они стали уверены в себе, в своих силах, самооценка повысилась. Хорошо что вирус «звездной болезни» не подцепили, работают все так же по-честному.

– В мини-спектакле «Альпийская баллада» по повести Василя Быкова затрагивается военная тема. Почему эта тема им оказалась такой близкой?

– Каждую тему они перекладывают на свои переживания. Мы же не только рассказываем о войне, но и об отношениях мужчины и женщины, потерях, унижении – это подросткам близко. Каждому в жизни приходилось сталкиваться с проблемами, у каждого своя история, поэтому внутренне ребята не пустые. Негативный опыт у них, к сожалению, есть. Отсюда призыв: «Мне больно – увидьте, услышьте меня, я есть». Этот призыв трогает зрителей, вызывает сопереживание.

– Кем вы себя ощущаете по отношению к «Лицедеям»?

– Многодетной мамой, за каждого переживаю. Понимаю кипение чувств и эмоций подростков. Интересно наблюдать за их становлением, взрослением.

– И последний вопрос: что бы вы пожелали всем участникам фестиваля «Улица Театральная» как наставник самодеятельного коллектива?

– Удачи, много-много интересных, неожиданных идей. Пусть фестиваль станет точкой отсчета для развития новых коллективов, их материальной поддержки. Ведь для того, чтобы получить поддержку, тебя должны заметить – как минимум.

Ольга Пимантьева

vesti
26.02.2019