Тольяттинский лес: что дальше?
Пять лет назад в Тольятти пришла беда. Более тысячи гектаров леса было уничтожено пожарами. Апокалиптические картины выжженной территории с обгоревшими остовами деревьев до сих пор бередят память многих тольяттинцев. Но это тогда. Теперь здесь уже растут новые деревца.
Прямо скажем, не все горожане знают, какие титанические усилия предпринимались благотворительными и общественными организациями, городским сообществом и муниципалитетом для восстановления погибшего леса. Однако и по сей день есть «помощники», которые строчат письма в разные инстанции, мол, ничего не высаживается, ничего не делается, чтобы сохранить остатки леса. Это не так. В этом корреспондент «Вестей региона» убедился лично, напросившись на экскурсию к главному лесничему Тольяттинского лесничества Анатолию Подгорнову.
Надо отметить, что к восстановлению тольяттинского леса приступили безотлагательно. Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования разработало областную программу воспроизводства лесов Самарской области на 2011–2013 годы. В ее рамках подрядные организации, выигравшие конкурсы, провели массовую вырубку, чтобы на освобожденных горельниках можно было вести посадки. За три года восстановили 1039 гектаров погибшего леса. Засадили всю площадь, где бушевали верховые пожары. Еще на тысяче гектаров прошли низовые пожары. Там деревья, на первый взгляд, остались целыми, но очень ослабленными. По словам Подгорнова, в лесу вообще нет такого места, где бы не случались низовые лесные пожары. Так вот сейчас на этих территориях пострадавшие деревья массово высыхают. Их убирают, засаживают заново. Чтобы было понятно: в Тольятти после пожаров 2010 года расчистили 1408 га сгоревшего леса, а деревьями засадили 1329 га.
Посадки будут продолжаться и дальше. До 2022 года в губернии действует государственная программа по развитию лесного хозяйства Самарской области, в которой предусмотрены мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе на территории городского округа. Предполагалось, что будет восстанавливаться по 250 гектаров леса ежегодно. К сожалению, из-за кризиса в этом году новых посадок не было, но уже на следующий год, по данным Подгорнова, финансирование на эти цели собираются восстановить.
Приживаемость лесных культур с 2011-го по 2014 год составила порядка 60 процентов. Это очень неплохой результат! Но на разных участках в силу различных причин приживаемость варьируется от 30 до 70 процентов. «После пожаров почвы должны были немного отстояться, набраться плодородия. А мы сразу начали посадки. Кислотность почвы оказалась повышенной, и года два саженцы мучались, не росли, и только сейчас пошли в рост, – рассказывает Анатолий Александрович. – Там, где низкая приживаемость, проводится дополнение – снова досаживаются сеянцы. Дополнение посаженных лесных культур проводится ежегодно, т.к. гибнут сеянцы по разным причинам: естественный отпад, погодные условия и т.д.
Новый лес по структуре, конечно, будет отличаться от прежнего. Изначально, согласно проекту лесовосстановления, к посадкам было рекомендовано более 15 древесно-кустарниковых пород. В их числе были и те, что в наших районах не распространены. Например, айва. Да, она может расти, но в песчаных почвах чувствует себя плохо, зачастую гибнет. Лесники хорошо знают, что есть участки, где и привычная для наших широт береза не пойдет. Например, в Васильевском участке, в районе Обводной дороги, где открытая местность. Почва накаляется до такой степени, что обжигает корневую шейку березы, и дерево гибнет. Зато ясень и акация к таким условиям более устойчивы. Поэтому круг сузился до 5–8 пород. Основной лесообразующей породой как прежде останется сосна. Но сплошным соснякам на обширных территориях уже не бывать. После нескольких рядов сосны, как правило, высаживаются несколько рядов березы, клена, ясеня, дуба. Иными словами, смешанный лес. «Делается это для того, чтобы лесной массив в случае пожара полностью не сгорел, был устойчивым в противопожарном отношении. У сосны хорошо горит смола, а лиственное зеленое дерево гореть не будет», – пояснила начальник отдела лесного хозяйства департамента городского хозяйства мэрии Светлана Брыкина.
Хотя посадка леса – прерогатива Минлесхоза, который проводит конкурсы по этому виду работ, в этом процессе участвует и мэрия Тольятти. Вместе они проводят акции по посадке леса, привлекая к ним неравнодушных горожан. Информация о восстановлении лесных участков размещена на портале мэрии. Можно с гордостью сказать, что тольяттинцы всегда активно участвуют в посадочных мероприятиях. Людей приходит много – студенты, школьники, порой трудятся целыми семьями. Не остаются в стороне крупные предприятия, благотворительные фонды. В нынешнем году была проведена акция «Зеленая Россия». В результате засажено более 1,5 гектара.
Но высадить саженцы – это полдела, надо еще за ними ухаживать. Был проведен многократный агротехнический уход на площади более 6,6 тыс. га. Через 5 лет после посадки агротехнический уход заменяется лесохозяйственным – убираются те деревья, которые ослаблены и мешают росту других, лес прореживают. Лесные насаждения – это ведь практически живой организм. Деревья, как и люди, тоже страдают от возрастных изменений и болезней. Поэтому необходимо проводить работы по замене насаждений, утративших свою биологическую ценность. В Тольятти периодически возникают скандалы из-за вырубки деревьев. Но как пояснила Светлана Брыкина, вырубки производятся не просто так.
На основании лесопатологических обследований, которые заказывали министерство лесного хозяйства области и муниципалитет, назначаются санитарно-оздоровительные мероприятия – сплошные или выборочные рубки. По результатам лесопатологии выявляются основные вредители и болезни. В прошлом году было установлено, например, что наиболее часто встречаются такие вредители, как черный сосновый усач, непарный шелкопряд, дубовая зеленая листовертка, короеды, а среди болезней – корневая сосновая губка в хвойных древостоях и бактериальная водянка в березняках. Чтобы избавиться от них, и производится вырубка. Деревья могут выглядеть здоровыми, но они уже обречены, и что самое опасное – они являются источником заражения здоровых насаждений.
«Люди, которые далеки от лесного хозяйства, не понимают: если дерево сильно болеет, оно все равно умрет. Нет смысла его сохранять. На эти ослабленные деревья летят жучки, откладывают личинки, разводятся целые колонии, которые перебираются на здоровые деревья. Убрал их вовремя – и нет очага. Жители Портового в первые годы фактически кидались под лесовозы. Никакие доводы их не убеждали, что эти деревья все высохнут. Мы их оставляли. И что? Сейчас они уже попадали. Здесь нельзя ни ухода нормального сделать, ни пройти спокойно. А те, что еще стоят, уже сухие, представляют угрозу. Падают на велосипедные дорожки, на дома. Могут погибнуть люди. Женщина пишет – ради бога, найдите организацию, которая некачественно провела рубку. Нет, это жители просили оставить, вот и оставили», – сетует Подгорнов.
Сейчас усыхает в год по 200 гектаров леса. Его тоже надо быстро убирать, чтобы не стал очагом заражения. По словам Подгорнова, министерство пока назначает сплошные рубки, а до выборочных еще и руки не доходят.
У мэрии Тольятти свои функции в отношении лесного массива. Лесохозяйственная деятельность, направленная на оздоровление лесных насаждений, ведется Минлесом. А мэрия проводит комплекс мероприятий, направленных на обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Повторять ошибки 2010 года никто не хочет. Этот урок мы вызубрили хорошо. С наступлением пожароопасного периода в городском округе введен особый противопожарный режим – запрещается сжигание сухой травы, разведение костров, посещение гражданами лесов и въезд в них транспорта. В этом году было установлено 20 аншлагов по противопожарной безопасности и охране природы, 15 шлагбаумов и 15 запрещающих знаков. В лесных кварталах ведется патрулирование. Также в круглосуточном режиме ведется мониторинг пожарной опасности в лесу с использованием системы наблюдения. С наступлением сухой и жаркой погоды прекращены работы по утилизации порубочных остатков путем сжигания. Этого добивались несколько лет. Каждую неделю на аппаратном совещании заслушивается информация о ситуации в лесах. Иными словами, руку держат на пульсе.
Чтобы в случае возникновения пожара помешать распространению огня, создаются минерализованные полосы. К концу августа их будет порядка 60 километров. Выполнены работы по содержанию дорог противопожарного назначения. Люди и тут возмущались: зачем это вы делаете? А ведь это подъездные пути к противопожарным водоемам. На базе МБУ «Зеленстрой» для оказания помощи силам, участвующим в тушении пожаров, создана механизированная группа (две единицы водоналивной техники и трактор с плугом). Организована ее работа в круглосуточном режиме. Пожарные уже привлекают ее для подвоза воды и опашки.
Развешивание скворечников по лесу – тоже забота мэрии. А как без этого? Птицы тоже лечат деревья. В рамках муниципального контракта выполняются работы по вывозу и утилизации бытового мусора из контейнеров, установленных в лесных кварталах. В этом году очистка от мусора будет проводиться на 233 гектарах до «белых мух» – конца ноября. Благоустройство мест отдыха в лесах тоже проводится в целях недопущения лесных пожаров. Если перестанут выставляться контейнеры, возникнут свалки мусора и обязательно найдутся охотники их поджечь. Экологическая культура населения растет, но медленно. Вот потому одни сажают деревья, а другие не стесняются мусорить в лесу.
Большой проблемой нашего леса является его захламленность. Много бурелома, поваленных деревьев – основного источника размножения вредителей и болезней. Такие завалы – словно сухой порох. В любой момент неосторожное обращение с огнем может привести к пожарам. По словам Светланы Владимировны, общая потребность по уборке – ориентировочно порядка 35 млн рублей. Но денег в бюджете не хватает. В этом году на очистку леса в городском бюджете предусмотрено более 1 млн рублей. Работы ведутся в 19-м лесном квартале.
В 2013 году в Тольятти были выполнены мероприятия по лесоустройству. Определили качественные и количественные характеристики леса, спроектировали лесные участки. А теперь мэрия объявила аукцион на проведение работ по межеванию и постановке на кадастровый учет земель, покрытых лесами, расположенных в границах городского округа. Это необходимо сделать, чтобы оформить наш лес в муниципальную собственность.
– То, что произошло с тольяттинским лесом, – экологическая катастрофа. Более того, худшее, что вообще могло случиться с насаждениями. Уникальность нашего города заключалась в том числе и в зеленой зоне, которая не только поддерживала экологический баланс, но и украшала Тольятти. На сегодняшний день ситуация постепенно начинает приходить в норму. Но, конечно, настоящий лес мы сможем увидеть нескоро. Безусловно, огромный вклад внесли волонтеры и благотворители, которые проводили своими силами работы по лесовосстановлению. Мы со своей стороны также прикладываем максимальные усилия к тому, чтобы наш сгоревший лес восстанавливался. И, главное, чтобы подобные ситуации более не повторялись. С этим связаны и ограничения по посещению лесов: надеюсь, что горожане воспринимают их с пониманием. Хотелось бы делать больше, но все упирается в деньги. Мы проводим работу в части выделения Тольятти дополнительного финансирования и благодарим за понимание и поддержку правительство Самарской области.
Елена Харченко