Тахир Газизулаев: А мы для тёщи пели под гитару
Ансамбль «Элегия» из Нижнего Санчелеева отметил 20-летие. Мы собрали 20 интересных фактов о создателе и бессменном руководителе коллектива Тахире Газизулаеве и его ансамбле.
1. Тахир родился и вырос в Южном Казахстане, в шахтерском городке Ленгере. Его дед – татарин из Самарской области – перебрался туда, спасаясь от голодомора.
2. Мама Тахира – медработник, папа – шахтер. Мама прекрасно пела, талант передался сыну.
3. С пяти лет Тахир пел на всех праздниках в детском саду, с семи стал ходить и в музыкальную школу, где учился играть на аккордеоне. Там, конечно, был и хор, где мальчик вскоре стал солировать. Как и в большом сводном школьном хоре, состоявшем из 350 человек – школы тогда были большие. «Я не думал, что буду музыкантом, просто пел. Мне нравилось», – говорит Газизулаев.
4. К концу школы Тахиру нужно было выбрать, куда пойти учиться. Он мог стать врачом. «Многие мои родственники – дяди, тети, двоюродные братья, сестры – врачи разных специализаций». Тахир поступил в педагогический институт культуры в Чимкенте, где учился по классу саксофона.
5. Во время учебы он играл в биг-бэнде (большой джазовый оркестр), выступал на концертных площадках, участвовал в международных конкурсах, в свободное от учебы время играл и пел в ресторане. К концу обучения помимо большого сценического опыта он получил диплом по специальности «дирижер эстрадно-духового оркестра».
6. После института Тахир Батырович работал учителем музыки в школе и детском доме в городе Арыси, а потом в Большой Рязани, куда перебрался с началом перестройки. Через три года его перетянули в Нижнее Санчелеево на должность художественного руководителя дома культуры.
7. Там он создал сразу два коллектива: детскую студию «Аквамарин» и ансамбль «Элегия». «Аквамарин» стал нам кузницей кадров для «Элегии», в которой занимались 65 человек. Из них выросло десять артистов», – рассказывает Га-зизулаев.
8. Поначалу ансамбль «Элегия» состоял из 14 человек. Через время там осталось восемь, которые выступают до сих пор. «Со мной поют мои ученики – Света Складнева, Эльдар Сафуанов с женой».
9. В репертуаре «Элегии» джаз, эстрада, народные песни, академическая музыка.
– Не могу сказать, какие песни исполняем чаще. Когда над репертуаром работаю, пропускаю песню через себя. Я сам пишу аранжировки, можно написать такую, что даже хорошо знакомая песня будет заметно отличаться от привычного звучания.
11. Концертные номера «Элегии» Тахир Батырович выкладывает в интернете и социальных сетях.
– Друзья говорят: «Хорошо, что не бросил заниматься музыкой». Многие из моих однокурсников оставили музыкальную карьеру, все-таки это тяжелый хлеб. А я не поменял, мне нравится мое творчество. К деньгам я отношусь философски: сегодня они есть – хорошо, нет – и ладно. Самое главное – мое творчество, работа приносит удовольствие и удовлетворение. Отец всю жизнь мечтал петь, поэтому свои мечты воплотил во мне, в моих занятиях музыкой, – рассказывает Тахир Батырович.
12. У младших Газизулаевых есть музыкальное образование, но их работа не связана с музыкой:
– Сын окончил музыкальную школу по классу фортепиано, пел в ансамбле. Но занимается электроникой – чинит телефоны, компьютеры. Дочь тоже окончила музыкальную школу, хореографическую гимназию, но работает менеджером. А на фортепиано играет дома.
13. Дома Газизулаевы слушают разную музыку. Включают потише, чтобы не мешать друг другу.
14. Любимые песни Тахира Газизулаева – «Васильки» и «Думы окаянные». Он так комментирует свое исполнение:
– Когда пою «Васильки», слеза набегает. А «Думы окаянные» всегда напеваю, когда думаю о чем-то. А теща любила слушать наш с женой дуэт. Мы для нее романсы пели под гитару.
15. Кумиры Тахира Газизулаева – Николай Носков и Георг Отс. Как считает визави, бархатный баритон Георга Отса никто не перепел пока.
16. В репертуаре «Элегии» нет шансона, ресторанных песен. Наш собеседник тщательно подбирает музыкальный материал, старается воспитывать вкус и исполнителей, и зрителя.
17. «Элегия» любит выступать на больших площадках и фестивалях, где нужно петь вживую.
– Я стараюсь не петь под фонограмму, мы только «минусовки» используем, – подчеркивает Газизулаев. – Одну песню можно петь десять лет подряд и всякий раз она будет звучать по-разному.
18. «Элегия» не исполняет песни на национальных языках. Собеседник рассказывает:
– «Элегия» учила как-то татарскую песню для выступления на губернском фестивале. Но я понял, что национальные песни должны петь национальные коллективы. Потому что со стороны заметно: люди не понимают, о чем поют, это выглядит смешно. Хотя, конечно, я переводил, о чем песня. Но надо быть татарином, чтобы петь песни на родном языке. Поэтому в основном наш репертуар состоит из русскоязычных песен.
19. Тахир Газизулаев не считает, что у него много учеников, которым он помог раскрыть свой талант исполнителя:
– Есть люди, которых я пригласил петь, они стали ходить на занятия и просто получают от этого удовольствие. Есть люди, которые благодарят за то, что научились петь, за то, что занимались музыкой. Я как-то спрашивал родителей: «Жалеете, что ваш ребенок поет?» Некоторые относятся к этому положительно, другие считают: лучше бы их чадо чем-нибудь другим занималось, музыка – это временно, и, к сожалению, таких большинство. А ведь сцена воспитывает ребенка, учит правильным отношениям между участниками коллектива, уважению к зрителям. Человек, умеющий держаться на сцене, успешен в жизни.
20. Название коллективу-юбиляру дали романсы. Визави пояснил:
– Элегия – романсовый стиль, а начинали мы с исполнения романсов. Сейчас бы я изменил название, но коллектив уже 20 лет знают под названием «Элегия».
Наталья Мишанина