Ребрендинг Самарской области не нужен
– считает министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко. Более двух часов длилась его встреча в бизнес-инкубаторе с тольяттинскими предпринимателями. Вопросы были самые разные.
– Какие механизмы сейчас используются для привлечения инвестиций в Самарскую область?
– Инструментов много. Мы стараемся использовать все возможности, какие есть. Наши деловые миссии, публичные мероприятия, которые проходят хоть на нашей территории, хоть в Москве или других местах, способствуют привлечению инвестиций. Мы в хорошем смысле продаем наш регион, наши площадки. Кстати, получается. В прошлом году 40 процентов от всех иностранных инвестиций в ПФО поступило в Самарскую область. Рост инвестиций в капитал – примерно 12 процентов к уровню 2012 года. Но это не означает, что нужно успокоиться и считать, что наша миссия выполнена. Нужно привлекать новых игроков, развивать то, что уже есть.
– Будут ли дотации в сельское хозяйство? Оно в плачевном состоянии.
– Они уже есть. Объем дотаций в различных формах в прошлом году был примерно на 60 процентов выше, чем в 2012-м. В результате в растениеводстве у нас урожайность выросла. В животноводстве по приросту поголовья мы лидеры. Другое дело то, от чего мы отталкиваемся изначально – это последние позиции в ПФО. Поэтому пока не блещем, но поставлена задача прирастать, и прирастать большими темпами.
– Будут ли привлекаться частные инвестиции в строительство при подготовке к чемпионату мира в 2018 году?
– Наш регион первый, кто завершил проектирование самого стадиона. Мы уже прошли экспертизу и в этом году начнем его строительство. Но программа, которую предстоит реализовать в рамках подготовки к чемпионату, очень большая. Правда, объем финансирования меньше, чем изначально планировалось. Когда начинали планировать, программа была на сумму порядка 140 миллионов рублей. После того как в Сочи вложили достаточное количество денег, осталось не так много, как хотелось бы. От нашей первоначальной заявки участие федерального бюджета снизилось практически в четыре раза. Но мы все равно намерены многое сделать, например, для развития нашей инфраструктуры. Остается задача по модернизации аэропортного комплекса. Его первая очередь будет завершена к концу этого года. Еще один вопрос – скоростное железнодорожное сообщение между Тольятти, Курумочем и Самарой. Что-то нужно решать по оптимизации и модернизации транспортной инфраструктуры Самары, включая развитие метро и скоростного трамвая. Вопросов много. Мы находим инвесторов, потому что часть проектов собираемся делать через государственное частное партнерство. Могу сказать, что многие смотрят позитивно на проекты, связанные с транспортной инфраструктурой, со здравоохранением, физкультурой, спортом и рядом социальных объектов. Мы накопили хороший потенциал, уже сформировали законодательную базу, которая позволяет структурировать проект любой сложности. И все начинают понимать, что с государством можно вступать в партнерские отношения.
– Тольятти как-то фигурирует в этой программе? Понятно, что Самара будет развиваться, но мы от этого что-то получим?
– Тольятти – одна из возможных баз для размещения болельщиков, команд, сопровождающих их подразделений. Областная программа может предусматривать финансовую поддержку тольяттинских гостиниц, их модернизацию, возможно, субсидирование части затрат. Я смотрю на попытки Ульяновска, который не принимает участия в чемпионате мира. Они ничего не получат из федерального бюджета, но пытаются насытить мероприятиями тот период, когда будет проходить чемпионат, и сформировать такую инфраструктуру, которая бы позволила размещать болельщиков и сами команды. Я думаю, нам надо совместно подумать над тем, как сделать Тольятти привлекательным в рамках такого крупного событийного мероприятия.
– Каким образом можно устранить информационный разрыв между крупными проектами, реализующимися в области, и производственными площадками, которые для них представляются? Когда у нас появляется информация о проекте, оказывается, что площадка уже выбрана.
– У нас есть несколько информационных ресурсов и для российских компаний, и для иностранных инвесторов, где есть вся информация по всем площадкам, которые мы предлагаем. Смотрите сайт министерства. Сейчас, например, мы планируем программу развития в регионе индустриальных парков. Они как элементы инфраструктуры во многих регионах развиваются уже больше десяти лет. А мы до конца прошлого года вообще ни одного не имели. В конце 2012 года начали заниматься первым. Он появился на юге Самары. В этом году мы полностью завершим все необходимые процедуры. Хотим уложиться с оформлением земли в месяц. Все говорят, что такого не может быть. Это на самом деле достаточно сложный процесс. Но мы придумали процедуру, которая позволяет его сильно оптимизировать. Для инвестора сегодня не столь важны налоговые льготы, которые одинаковы практически на всех территориях. Важно то, что предлагается, чтобы проект можно было быстро реализовать. И реальная административная поддержка – один из факторов.
Мы перед собой поставили такие цели: с момента начала работы с новым инвестором, когда мы пожали друг другу руки, примерно через год-полтора должен произойти запуск проекта. Вот к чему мы должны прийти. Наших возможностей пока не хватает, чтобы так отрабатывать с каждой компанией. Сейчас я говорю о среднем и крупном бизнесе. По малому все должно происходить еще быстрее. Мы нашли вариант, чтобы на площадках индустриального парка появились производственные помещения, которые будут раздаваться малому предпринимательству в аренду. В Тольятти на площадке «Тольяттисинтеза» тоже появится первый частный индустриальный парк.
– На форуме «Открытые инновации» губернатор подписал постановление о создании венчурного фонда для инвестирования проектов Самарской области. Старт планировался на второй квартал этого года. Успеете?
– Планы не изменились. Сейчас идет оформление частного партнерства со «СберИнвест». Важно, что мы создаем два фонда. Первый – пассивных инвестиций. Он позволит создать инструмент для финансирования стартапов. Здесь предполагается партнерство 50 на 50 между областью и частным инвестором. Второй фонд – прямых инвестиций, чтобы финансировать проекты на будущих стадиях. Здесь коэффициенты еще лучше – один к четырем. 20 процентов – вложения региона, 80 – «СберИнвеста». Проекты мы готовы отсмотреть уже сейчас.
– Планируются ли программы поддержки социального предпринимательства в регионе?
– «Агентство стратегических инициатив» признало проект по билдинг-садам в Самарской области лучшим в России. Это альтернатива обычным детским садам. Проект, который реализуется частными инвесторами. И он нам интересен. Такие проекты мы готовы поддержать. С прошлого года нам передали проведение конкурсов по некоммерческим социально ориентированным организациям. Мы привлекли порядка 23 миллионов федеральных средств, 13 миллионов из областного бюджета и помогли нашим компаниям, которые участвовали самостоятельно в федеральных конкурсах, выиграть еще порядка 15-17 миллионов. В итоге более 50 миллионов удалось привлечь совместными усилиями, чтобы профинансировать более 40 социально ориентированных проектов. Планируем, что в этом году объем поддержки будет сохранен. Саму процедуру конкурсов сделаем онлайн, чтобы в Интернете было видно, как эксперты обсуждают каждый проект.
– Ходят слухи, что Самарской области предстоит ребрендинг. Так да или нет?
– Я ничего про это не слышал. К ребрендингу, который предполагает какую-то смену вывески, логотипа, цветов на флаге или чего-то еще, отношусь очень скептически. Сейчас наша область, к сожалению, по многим параметрам выглядит не очень позитивно. Но что очень важно — позитивная динамика есть, тренд идет вверх.
Вернусь лет на 15 назад, когда я не жил в Самарском регионе и в то время не предполагал, что сюда попаду. У меня было очень положительное восприятие Самары, Тольятти и в целом всей области. Это складывалось из многих кирпичиков. Регион был богатым, донором. Здесь был хороший уровень образования. Люди с удовольствием переезжали сюда жить. Один из поводов, почему я пошел работать в правительство, связан с тем, что хочется вернуть те позиции, которые когда-то по праву были у Самарской области. Хочется, чтобы она входила в топ-лист РФ по всем основным показателям. Чтобы у нас были хорошие дороги, хорошее образование, возможности для развития мелкого и среднего бизнеса. Чтобы молодежь смотрела внутрь региона, а не за его пределы. Чтобы у нас были конкурентоспособные предприятия. Чтобы мы были центром различных инновационных разработок и технологий. Для этого у нас есть все. Если мы, каждый в своем направлении, во всех тех делах, которыми занимаемся, будем профессионально выполнять свои задачи, работать кооперативно, развивать те территории, на которых живем и с любовью к ним относимся, вот тогда рейтинг региона высоко поднимется. И не нужен будет никакой ребрендинг. Он сам собой произойдет. Это будет оценка тех дел, которые мы делаем. Если посмотреть на результаты работы региона в 2013 году и сравнить с результатами работы России, почти по всем показателям мы чуть выше, а где-то значительно выше. Если с такой динамикой поработаем лет пять, тогда перемены будут видны невооруженным глазом.
Елена Харченко
Похожие темы:
Дмитрий Богданов: Бизнес ищет там, где лучше
Елена Лях: Тот, кто работает на себя, в наемники уже не пойдет