Все карты спутала война
Виктор Кувшинов родился в семье Николая Григорьевича и Евдокии Степановны в селе Нижнее Санчелеево. Но с самого детства жил с двумя младшими братьями в Ставрополе. С детских лет любил рисовать, играл на музыкальных инструментах. В 1942 году окончил среднюю школу и был призван в армию. После ускоренного курса обу-чения в Вольском военном училище в августе прибыл на Закавказский фронт, где принял боевое крещение в боях под Туапсе. В 1943 году при штурме «голубой линии» был ранен, находился на излечении четыре месяца, после чего направлен в госпиталь в Куйбышеве, что недалеко от родного дома. Однако, не доехав до родины, Кувшинов отказался от дальнейшего лечения и вернулся в действующую армию. В качестве командира взвода был направлен в части Войска польского для передачи боевого опыта. В составе первой польской армии участвовал в боях за освобождение Варшавы, Гданьска и других польских городов. 10 апреля 1945 года в бою у города Кольберга капитану Кувшинову вместе с небольшой группой солдат пришлось отражать немецкое наступление до прихода подкреплений. Немцы, пользуясь превосходством в численности, подошли почти вплотную и стали забрасывать гранатами отстреливавшегося из пулемета Кувшинова. Виктор Николаевич на лету перехватывал гранаты и бросал их обратно. Но одна разорвалась прямо у него в руках. Вечером в госпитале только на лицо ему было наложено более 30 швов, некоторое время были проблемы со зрением, а руки спасти не удалось. Правую ампутировали выше локтя, левую – немного ниже.
Из воспоминаний Кувшинова: «В стенах больничной палаты я увидел конец мира. Терзало состояние беспомощности. В 22 года хотелось думать о жизни, о любви. К тому же кончилась война. Многие мои товарищи, даже из тех, кто недавно лежал рядом со мной в госпитале, давно уже дома. А что ждет меня? Кому я нужен? И вот однажды (мне уже с койки вставать разрешили) вышел я на прогулку. Стоял теплый день, в небе жаворонки поют. А на душе черным-черно. И надо же так случиться: граната под ногами оказалась, след недавней войны. Ну, думаю, конец моим мучениям. Так захотелось выдернуть предохранительную чеку. Зубами – потому что рук-то нет. Даже отогнул одну половинку, затем другую…».
И все же Виктор Кувшинов нашел в себе силы и мужество, остановился. В 22 года он стал инвалидом I группы. Восемь месяцев провел в польских госпиталях, где познакомился с местной жительницей Геленой. Вскоре она призналась, что хочет выйти за него замуж, он же не соглашался: «Я же как обрубок дерева, как маленькое дитя, ничего не умею». После демобилизации он должен был вернуться в СССР, а она, как гражданка Польши, не могла последовать за Виктором, и они были вынуждены расстаться. Кувшинов вернулся в Ставрополь, где жила его мать. Еще в госпитале он начал учиться писать с помощью ног, но вскоре понял, что такой способ не годится. Пришлось в третий раз в жизни учиться писать, теперь с помощью карандаша в зубах. На это ушло несколько лет. Овладев письмом, он взялся за кисть, начал рисовать. Сначала копии известных картин, затем собственные работы. В 1952 году Виктор Кувшинов познакомился с Любовью Ивановной, приехавшей в Ставрополь из Тувы на строительство Куйбышевской ГЭС. Вскоре они поженились, у них родился сын Валерий. Через год благодаря начальнику стройки Ивану Комзину получили двухкомнатную квартиру. В 1964 году Кувшинов поступил в вечернюю школу. Хотя он уже имел аттестат о среднем образовании, но с момента получения прошло более двадцати лет, требовалось освежить знания.
Никто не хотел принимать на работу инвалида. С большими трудностями ему удалось устроиться на работу на Волгоцеммаш в качестве техника-конструктора, а затем поступить на вечернее отделение политехнического института на инженера-строителя. Учась в институте, получил извещение из польского посольства в Москве о том, что за храбрость при освобождении Польши от захватчиков он награжден несколькими наградами, в том числе высшей военной наградой Польши – орденом Virtuti Militari. Также его приглашали в Варшаву для вручения наград и посещения памятных мест. Вместе с женой он посетил Польшу, где нашел Гелену, у которой тоже была своя семья. Во время поездки делал ряд зарисовок на местах бывших боев.
21 июня 1970 года Виктор Кувшинов защитил дипломный проект. Это был проект туристической базы. Только пояснительная записка занимала 159 листов. Рецензент, архитектор А. Иванов, написал в отзыве на работу: «Виктор Николаевич Кувшинов – человек феноменальный, исключительный по таланту рисовальщик-художник. Рекомендую обратить внимание на выполненное в проекте помещение зимнего сада и на его оформление. Чудесное выполнение и изумительный талант архитектора-художника». Государственная комиссия постановила присвоить Кувшинову звание инженера-строителя с оценкой дипломного проекта «отлично», а Тольяттинскому политехническому институту рекомендовалось организовать на кафедре строительных конструкций и архитектуры постоянную выставку курсовых работ и дипломного проекта Кувшинова «как символ мужества, бесконечного оптимизма и большого трудолюбия».
История жизни Виктора Кувшинова стала широко известной благодаря его картинам. Ему писали люди из разных городов, они восхищались его жизненным подвигом. Однажды он получил письмо от хирурга из Горького, который ампутировал обе руки девушке Соне. Он просил Виктора помочь ей удержаться от самоубийства. Виктор Николаевич написал девушке и через несколько месяцев получил от нее ответное письмо, которое она смогла написать самостоятельно. Через некоторое время они встретились, и Соня рассказала ему, что научилась вышивать и вязать носки. И такой случай был не единственным…
В 1980 году Виктора Николаевича не стало, но остались его картины и конструкторские разработки. Его жизнь была каждодневным подвигом, и мы хотим, чтобы память об этом замечательном человеке передавалась из поколения в поколение. Надеемся, что наше предложение назвать одну из улиц Тольятти и Нижнего Санчелеево именем Виктора Кувшинова будет услышано.
Марина Муравьёва
Награды Виктора Кувшинова:
Орден Ленина
Орден Красного Знамени
Орден Отечественной войны I степени
Орден Красной Звезды
Орден Virtuti Militari (Польша)
Золотой крест Грюнвальда (Польша)