Чудо у нее в руках – иголочка и нить
Мария Веряскина из Подстепок стала победительницей районного творческого конкурса «Культурное сердце без границ» для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
«Чудо своими руками» – так называлась номинация, в которой лидировала Мария Дмитриевна. Ее картина «Лебединое озеро», покорившая жюри, выполнена в технике алмазной вышивки. Тысячи акриловых страз мастерица выложила по схемам вышивки крестом. Камешки приклеила к основе на напечатанную схему, оформила в багет, и вышло настоящее произведение искусства, напоминающее древнюю технику мозаики.
Говорят, что алмазная вышивка – искусство для любителей кропотливой работы, но не любящих нитки, иголки и пяльцы. Но Мария Веряскина как раз любит иголки и нитки. Квартиру можно назвать галереей искусных работ мастерицы. На полке – иконы, вышитые крестом. На стенах – розы, ромашки, васильки, маки, ирисы, вышитые гладью. Все работы выполнены безупречно. Стежки не заметны, узелков нет. Но меня по-настоящему заворожила ветка сакуры, вышитая гладью шелковыми нитками на шелке. Прямо смотришь – цветы на ветке розовые, слева – белым отливают, справа – малиновым. Чудо, да и только!
«Каждый цветок вышит четырьмя оттенками ниток. Сначала – светло-розовые и белые, на них наложены более темные, – рассказала собеседница.– Работала пять месяцев, по четыре-пять часов каждый день. На творчество вдохновила заставка, которую показывали по телевизору в мае. Подумала: надо же, как красиво. И еще передачу посмотрела, как в Японии учат мастериц вышивать шелком с самого детства. Вышивка гладью шелковыми нитками – очень кропотливая работа, высший пилотаж! Учатся данной технике долгие годы».
Способность к прикладному творчеству у самой Марии Дмитриевны проснулась очень рано. Как она пояснила, все идет из семьи. И слава богу руки у ее родственников были умелые. Жили они в маленькой деревеньке в Пензенской области, ее дедушка и лапти плел, и валенки валял, и сапоги умел шить. Во время войны в их деревню привезли ленинградцев, эвакуированных из блокадного города. И у одной из женщин она увидела берестяной кузовок, с которым та ходила в лес за ягодами и грибами.
«Хочу такой же», – сказала Машенька деду. Он принес ей бересты, посоветовал обвести дно у банки и сделать удобную вещицу своими руками. Ничего, мол, сложного нет. И девочка не только себе кузовок сшила, но и подружкам своим. Было ей тогда пять лет. Как и другие деревенские ребятишки, она знала все земляничные поляны и грибные места в лесу. Подножный корм всегда спасал деревенских жителей, особенно в голодные годы. А какая вокруг родной деревеньки царила красота! «Те просторы, природу помню до сих пор, поэтому очень люблю вышивать цветы», – призналась Мария Дмитриевна.
В 1949 году семья переехала из Пензенской области в Самарскую (Куйбышевскую), стали жить в городе Чапаевске. Отец, вернувшийся с фронта, трудился на лесопилке. А после работы делал табуретки, чтобы хоть как-то прокормить многодетную семью. Жили очень тяжело. Занимали 11-метровую комнату в бараке. «Мы с братом спали под столом. Младшие дети – на сундуке. Самые маленькие – на кровати вместе с родителями», – рассказала собеседница. Не хватало даже хлеба. Чтобы его купить, мама будила их с братом в четыре часа утра и отправляла стоять в очереди в магазине. Давали по буханке в руки. И конечно, не всегда голодные дети доносили хлеб до дома целым. По дороге отщипывали крохотные кусочки и ели. Хотя знали, что мама будет ругаться…
Чтобы украсить суровый быт, многие в бараке вышивали. Маша тоже загорелась, и бабушка принесла ей откуда-то нитки, пяльцы и кусок белой ткани. Результат бабуле очень понравился. «Талант у твоей дочки, руки замечательные», – сказала старушка маме. Дальше – больше. Мама перекраивала Маше свои платья. И поскольку машинки в доме не было, девочка сшивала детали вручную.
А еще Маше нравилось ходить в гости к маминой подружке-портнихе, которая всегда угощала чем-нибудь вкусненьким. Ведь люди, которым она шила, расплачивались с ней продуктами. И Маша с детства мечтала стать швеей – никогда голодной не останешься. Мечта ее сбылась. Окончила фабрично-заводское училище легкой промышленности в Самаре с красным дипломом, потом – швейный техникум. Работала на фабрике массового пошива в Чапаевске – сначала бригадиром, потом – мастером. И всегда шила дома, после работы. Никогда не ленилась. И до сих пор не ленится. Свидетельство тому – многочисленные дипломы и благодарственные письма за участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества, в том числе нашем, районном, который называется «Золотые руки» и традиционно проводится в Александровке.
«Рукоделие в моей жизни – главное», – подвела итог нашему разговору Мария Дмитриевна и уточнила, что идеи приходят к ней часто. Например, увидела горлицу в детской книжке, цветок на открытке или даже на красивых обоях и… проснулась творческая энергия. Сначала рисует понравившуюся картинку на материале, потом берет в руки иголку с ниткой и… забывает про время.
Вышивка приносит ей радость. Мастерица вкладывает в нее душу, поэтому и людям ее работы нравятся. Даже военные благодарственное письмо написали: «Спасибо за сохранение традиций вышивки на военную тематику и патриотический вклад во всероссийский конкурс военной вышивки «Суровая нитка», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Желаем здоровья, благополучия и дальнейших успехов в деле сохранения и развития культурного наследия». А наша редакция желает, чтобы у вас, Мария Дмитриевна, никогда не пропадал интерес к творчеству, ведь прекрасное море эмоций, которые оно приносит вам и людям, нельзя сравнить ни с чем.
Олеся Ангелина