Челочки-бантики – это счастье
Накануне Дня учителя мы встретились с потомственным педагогом, заместителем директора по методической работе школы села Ягодное Еленой Шумаковой.
Более 30 лет она трудится на ниве просвещения, учит мальчишек и девчонок читать и писать. Награждена грамотой министерства образования и науки РФ. Говорит, что всегда мечтала только о педагогической стезе. В детстве подружки играли в куклы, а она – в школу. «Мама работала учителем начальных классов, дедушка – директором школы, мне при выборе профессии некуда было деваться», – улыбнулась собеседница. Школу окончила в Ашхабаде. И поскольку в этом городе не было института для учителей начальной школы, после десятилетки поступила сразу на третий курс педагогического училища.
Елене Анатольевне хотелось учить именно малышей. Ведь в первый класс большинство из них приходит, не умея ни читать, ни писать. А к концу года они уже читают, пишут, умножают. И это такое счастье! Только учитель начальных классов видит столь удивительные плоды своего труда.
– Я каждый день просыпаюсь с радостной улыбкой от того, что иду в школу. А когда мы учились дистанционно, это было для меня трагедией. Потому что я не видела свои челочки-бантики, как я называю учеников, – призналась собеседница.
– Говорят, сейчас дети стали другими – менее трудолюбивыми, старших уважают меньше. Согласны?
– Нет, мне везет с учениками. Дети, по-моему, наоборот, изменились в лучшую сторону. Сегодня они не только больше знают, но и владеют интернет-технологиями. Если у меня возникают проблемы с ноутбуком, проектором, колонками – тут же помогут ее решить. Как-то на уроке в батарейках моего пульта закончился заряд. Так ученик второго класса за перемену скачал специальную программу и подключил проектор через мобильный телефон…
– И вы не боитесь обращаться к ним за помощью?
– Нет. Дети очень любознательные, им все интересно. Многое, конечно, зависит от учителя. У нас сейчас электронные журналы и дневники. Уроки проходят не так, как раньше: доска и мел. Сейчас масса различных технологий, электронных платформ. Мне интересно. И я с удовольствием обучаюсь. Поэтому, думаю, и детям на уроках становится более интересно учиться.
– Чем, как вы считаете, ягодинская школа отличается от других?
– Как дочери и жене военнослужащего мне пришлось много поездить. Ягодинские дети сразу поразили своей непосредственностью, прямотой в общении. Они абсолютно не умеют хитрить. Открытые, легко идут на контакт, моментально чувствуют фальшь. Их нельзя обмануть. Здесь очень теплый коллектив, директор Фаина Алексеевна Дашкевич очень внимательна к учителям. Мы работаем в команде. Много молодежи в коллективе, никто не уходит, значит, нравится работать. Все прошли через школу молодого специалиста и наставничество. Из 13 учителей начальных классов только трое возрастных, остальные моложе 30 лет. Все активно участвуют в конкурсах педагогического мастерства. Инертные учителя никому не интересны, в первую очередь – детям.
– Есть приемы, которые вы используете при обучении неуправляемых детей?
– Сейчас у нас инклюзивное образование. Допустим, если истерика у ребенка, надо просто подойти к нему и обнять. Стараемся всегда находить подход. Мы же все прошли курсы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У нас был большой блок психологии. Так что мы подкованы. Люблю работать с малышами, потому что это благодатный труд, они замотивированы на учебу, хотят учиться.
– Как вы относитесь к тому, что учитель всегда должен помнить о своем статусе, работать 24 часа в сутки, нигде не должен появляться с алкоголем, табаком?
– Нормально отношусь. Это педагогическая этика. Как может сеять разумное, доброе, вечное человек с алкоголем в руках? В нашей школе учителя одеты строго, в том числе молодые. Если учитель будет выглядеть или вести себя неправильно, молва моментально разнесется по селу. Это нас подстегивает. На первом родительском собрании обязательно даю номер мобильного и объявляю: «На ближайшие четыре года это ваш телефон доверия. Можете звонить в любое время дня и ночи».
– Дети в классе по 20 раз переспрашивают одно и то же: «А строчку пропускать? А с большой буквы писать или с маленькой?». Как вы реагируете на это?
– Нормально, привыкла. Как психолог понимаю: если переспрашивают, значит, не уверены в себе, волнуются. Поэтому им важно еще раз услышать голос учителя. И если в этот момент не просто ответить, а еще подойти и погладить, напишут идеально.
– И последний вопрос: ваши дети продолжают педагогическую династию?
– Да, младшая дочь Екатерина оканчивает отделение филологии. Золотая медалистка, на ЕГЭ получила 100 баллов по литературе. И сейчас учится отлично в вузе. Старшая дочь Наталья трудится педагогом-психологом в школе. Ститаю, что учителем сегодня очень интересно работать. Разработаны хорошие учебники, методички, можем в программу вносить изменения, то есть сейчас учителя работают творчески. Поэтому молодежь с удовольствием приходит работать в школу.
Ольга Пимантьева