И артист, и психолог, и идеолог…
Антонина Иванушкина всю свою сознательную жизнь поднимает культуру односельчан из Большой Рязани.
Шесть лет заведовала сельским клубом, больше тридцати лет возглавляла местную библиотеку. «Не люблю, когда меня поздравляют с днем пожилого человека. Мои годы у Бога в секрете», – шутит Антонина Николаевна. Она и сегодня с радостью трудится в библиотеке большерязанского храма, а также в церковной лавке. Ее любовь к Большой Рязани началась в далеком 1957 году. Тогда все дома в селе были крыты соломой. Не было ни света, ни газа, хлеб в магазин не привозили. Его каждый из жителей пек сам.
«Мы приехали в село вместе с мужем после окончания техникума с двумя чемоданами», – рассказала собеседница. И уточнила, что как молодым специалистам-агрономам им в колхозе «12 лет Октября» дали какой-то старенький домишко. В первую же ночь после приезда пошел дождь. Мало того что с потолка на новоселов полилась вода, еще и штукатурка посыпалась! Но вскоре они переехали в более комфортные условия.
Молодые не унывали. Муж принес домой мешок муки и сказал: «Пеки хлеб, Антонина». Она побежала к бабушке-соседке, которая научила, как поставить опару. Антонина Николаевна до сих пор помнит, как всю ночь бегала эту самую опару проверять, чтобы не убежала… Утром затопила печь и посадила в нее хлеб (впервые в жизни!). Сверху хлеб почему-то начал гореть. «Корки получились жженые, закал в палец, в середине – тесто», – вспомнила наша героиня.
На первую зарплату Иванушкины купили половник и… велосипед! «Хорошо, что молодым специалистам платили деньги. Колхозники работали за палочки, то есть за трудодни», – отметила собеседница. Она рассказала, что муж работал агрономом в колхозе, ей же предложили должность заведующей клубом с окладом в 36 рублей. Антонина Николаевна согласилась. Тогда в райкоме партии уговаривать умели…
Дом культуры располагался в бывшем поповском доме. И местные артисты-активисты появлению нового человека не сильно обрадовались. «Петь с нами будешь?» – спросили прямо с порога. «Буду!» – с готовностью ответила Антонина. И потом ни разу не пожалела о своем согласии. Уж больно ей понравилось, с какой душой пели старинные русские песни местные женщины. Голоса прекрасные – заслушаешься. Да и плясали в Большой Рязани замечательно. Молодые ребята на двух-трех гармошках играли вальс, фокстрот, краковяк. Танцы начинались сразу после киносеанса, заканчивались за полночь и были любимым развлечением молодежи.
Когда родились дети, Антонина Николаевна уже не могла работать до полуночи в Доме культуры, поэтому перешла в библиотеку. Да и зарплата здесь была больше – целых 45 рублей. Приходилось, конечно, не только книги выдавать, но и в переписи населения участвовать, и в выборах, и концерты в клубе вести… Иначе, впрочем, не бывало на селе. Образованный человек всегда нес своим землякам культуру и просвещение. Он и артист, и психолог, и идеолог, и педагог, и специалист в области информационных технологий. А посему библиотекарю просто-напросто положено быть очень живым, веселым и увлеченным человеком. Такой, судя по фотографиям из раритетного альбома, и была Антонина Иванушкина.
Вот она в костюме рыбака выступает на концерте. Вот ведет встречу с писателем Евгением Лазаревым (он долгие годы возглавлял Самарскую писательскую организацию. По его рассказу «Поженились старик со старухой» даже был поставлен художественный фильм). А это фото – со встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Вот поздравление передовиков-механизаторов. «Александр Иванович Шагалин занял первое место на жатве 1986 года», – читает Антонина Николаевна свою запись и поясняет, что на полевых станах, на фермах была частым гостем. Книги для передвижной выставки складывала в рюкзак и шла пешком, если не было попутных машин. «Иногда и на семинары в Сосновый Солонец ходили пешком. 20 километров – это недалеко», – говорит собеседница.
По ее словам, когда население Большой Рязани составляло порядка 1300 человек, чуть ли не половина из них приходили в библиотеку читать книги. Наибольшим спросом у населения пользовалась художественная литература, фантастика. Всего в фонде сельской библиотеки насчитывалось порядка 17 тысяч книг, был большой сельскохозяйственный раздел. Специализированную литературу по механизации, животноводству специально выписывали для сельчан. В фонде было много подписных изданий, а именно: собрание сочинений Блока, Есенина, Мельникова-Печерского, Маяковского.
Вспомнила, конечно, Антонина Николаевна и своих активных читателей. «Клавдия Петровна Дзевенковская приходила зимой всегда с салазками, чтобы в руках книги не нести. Любила читать классику. Также много читал Петр Ильич Чернышев, он работал лесником». По словам ветерана-библиотекаря, с доброй улыбкой в селе до сих пор вспоминают о Николае Никифоровиче Левине. Этот удивительный человек любые стихи и частушки мог быстро сочинить. Народ с удовольствием приходил в клуб, чтобы на концерте послушать его сочинения на злобу дня.
Работая после выхода на пенсию в библиотеке большерязанского храма, собеседница стала много общаться с паломниками. Говорит, что именно это общение помогает ей сохранить здоровье, энергию и оптимизм. Будучи ветераном труда Самарской области, она до сих пор трудится на культурной ниве. И односельчане уважают ее за трудолюбие и отзывчивость. Спасибо вам за верность профессии и неравнодушие, уважаемая Антонина Николаевна. Как можно дольше радуйте душевностью и участием своих благодарных читателей.
Олеся Ангелина